Wednesday, March 21, 2018

Медицина одна, так же как и свежесть у осетрины. Но и то и другое бывает испорченным.



Приходят на приём пациенты и говорят: «Мы слышали, что у вас альтернативный способ лечения, вы лечите как-то доказательно!»
И это звучит странно)
В последнее время доказательная медицина в нашей стране считается неким современным трендом. «Доказательный врач», «доказательная Мама», «лечить доказательно». Доказательная медицина считается альтернативным вариантом лечения, неким высшим знанием, у кого-то она возведена в культ, кто-то, напротив, является ее ярым противником.
Помешательство.
Фанатизм.
На самом деле не бывает бездоказательной медицины). И доказательная медицина является единственным возможным вариантом, все остальное- альтернативная и нетрадиционная.




Медицина - это наука. Любая наука основана на доказательствах, иначе она таковой не является. Большинство протоколов и в нашей стране, и все протоколы в мире написаны с учётом данных исследований. ЕВМ - evidence-based medicine - это не вид медицины - это просто инструмент врача, позволяющий оценить необходимость исследования или препарата при данном заболевании. Это не перечень «правильных» препаратов, это не новое направление, это просто ВСЯ медицина. Одни препараты относятся к группе D, например, и это означает, что нормальный врач вряд ли будет их применять в своей практике, потому что эффективность их не подтверждена, даже если «в моей практике это помогало». Другие препараты к группе «А», и это значит, что их нужно применять при данном заболевании.
Доктора не делятся на «доказательных» и «бездоказательных». Доктора делятся на тех, кто:
 Считает, что медицина- это не совсем наука, и главное- Личный опыт, а читать мы ничего не будем, помогает - и ладно.
 Понимает, что медицина- это наука, и опирается на научные данные и современные исследования при постановке диагноза и выборе лечения, используя протоколы лечения, и не забывает о том, что клиническое мышление никто не отменял.
 Считает, что медицина- это высшее знание, сродни шаманству. Намешаем кучу порошочков, поколдуем - и человек выздоровеет. Не выздоровеет - не судьба.
 Слепо верит в то, что в гайдланах (протоколах лечения) есть ответы на все вопросы, с трудом понимает, что такое вообще доказательная медицина, но при этом гордо называет себя «доказательным врачом», не особо понимая даже, что такой дизайн исследования и как отличить правильное исследование от неправильного. Считает, что PubMed - наше все, и главное- следовать букве протокола.
 Понимает, что такое исследования, много читает, пользуется всеми инструментами ЕВМ, но при этом считает глупостью доказательную медицину (возможно, как раз из-за того, что из этого сделали модный тренд).
Дорогие друзья! Не надо заблуждаться и искать списки волшебных «доказательных» препаратов. Не надо думать, что «доказательный» - синоним качества. Мы должны использовать принципы доказательной медицины в своей работе для того, чтобы научиться отделять полезное от вредного или бессмысленного. Мы должны помнить, что медицина- это наука. Мы должны использовать принцип разумности во всем. И вся официальная медицина в нашей стране, ну на 90% - уже доказательная (по крайней мере, протоколы лечения). То, что многие этим не пользуются, и что большинство врачей у нас являются приверженцами альтернативной медицины- это другой вопрос. Так что не стоит называть себя «доказательными мамами»)), это факт - того, что вы Мама, уже доказан свидетельством о рождении вашего ребёнка)), звучит это примерно так).






+ мои пять копеек

Мария, респект! 🙏

Мне нравятся умные, образованные и порядочные врачи. Я их с удовольствием читаю, общаюсь, лечусь у них и даже имею счастье дружить с некоторыми 😘 

Но меня достали "доказательные врачи", которым говорят что они  ерунду назначают, а они кричат что их "ругают за то что они доказательные". Нет, дорогие мои, вас порой ругают и за то, что вы просто плохие врачи, не вдупляющие баз и основ медицины, и гонящиеся за новым "красивым брендом", поверхностно начитавшись гайдов.  

"Доказательные мамы" это вообще атас, при том что от них не раз слышишь:

🤦‍♀️ "я верю только доказательным врачам"

- верой занимается другое ведомство, не относящееся к здравоохранению, ваша задача не верить врачу, а доверять, но критически осмысливать и проверять. 

🤦‍♀️"я выполняю все-все что мне сказал мой доказательный доктор" 

- нет, вы не обязаны выполнять все что сказал доктор, вы можете спорить, сопротивляться и требовать прувлинки на каждое слово врача, просто делать это вежливо. В медицине на сегодняшний день ответственность за свое здоровье лежит на пациенте (или его законном представителе) , а не на враче. И врач "не лучше знает что вам надо",  причем хоть "доказательный", хоть любой другой. 

Врач предоставляет вам информацию, но решать каждый раз вам. Это трудно, иногда пипец как трудно. Но люди во всем мире много лет бились за это право самим распоряжаться своим телом и своим здоровьем, так что добро пожаловать во взрослую жизнь в  21 веке. 

🤦‍♀️"я читала доктора в интернете и все делала как там написано" 

- позвольте вас спросить, а за какой год вы читали записи врача в сети? медицина как наука сейчас активно развивается в мире, в некоторых областях данные обновляются раз в пять лет, в некоторых чаще. 

и т.д. и т.п. 
(не говоря уже о том, что "веря в доказательных" они "на всякий случай к бабке" или гомеопатам тоже сходили, и тут даже в каком-то смысле респектуешь им за "непослушание")

мне когда говорят, что "читали меня на РМС", я себя чувствую во-первых, старушкой, потому как для меня это все как сто лет назад было. 
Если вы зайдете в мой профиль там то увидите, что последняя активность 2011 год (во всяком случае на основном аккаунте 😜) - восемь лет прошло с момента моего официального ухода, при том что последний год я там практически не консультировала. 
Когда я начинала консультировать на РМС, например, механизм действия антидепрессантов рассказывался в руководстве Дж.Араны на оной странице. А эффективность психотерапии только начала активно изучаться и список ссылок в пабмеде по теме занимал всего пяток страниц. А сейчас медицина  знает несравнимо больше (и еще дофига не знает).
И во-вторых, сожаление от того, что написанное там детский лепет по сравнению с моими нынешними консультациями. 

Итак, мое более жесткое мнение по этому поводу здесь 

Для родителей - актуальный по сей день текст Елисея Осина  (спасибо!) 



Всем здоровья! 

Ваша N.L.

No comments: