Sunday, April 30, 2017

Коллеги, обязательно к прочтению



Ответ на книгу “Посмотри на него” Анны Старобинец

Артемий Охотин, врач

На меня произвела сильнейшее впечатление книга Анны Старобинец “Посмотри на него”. Я считаю, что ее должен прочесть каждый врач. Она имеет два слоя. Первый — общечеловеческий и личный, второй — про нас, российских врачей. Касаться первого я не буду, меня не спрашивают. А второй слой — это обвинение такой силы, которое нельзя обойти молчанием. Если не признать вину, надо оправдаться. Если признать — надо что-то сделать, хотя бы ответить.

Мне нечем оправдаться, все написанное — правда. Можно сказать, что это правда ко мне не относится, что это какие-то другие врачи. Но это слишком просто. Я работаю в этой системе, на входе в мою больницу написано “вход строго в бахилах”, больные униженно пыхтят, напяливая эти бахилы перед моим кабинетом, они заискивающе спрашивают, можно ли без талона или карточки, со страхом выясняют, можно ли пройти в палату интенсивной терапии. Никакая улыбка или ласковое слово не могут искупить это унижение, этот страх. Я могу дистанцироваться от этого, пытаться не участвовать, помогать, но для пациентов я — часть системы, человек в той же форме, под той же вывеской, с тем же клеймом “медработника”.
Единственное, что я могу сделать, это заявить, что я считаю систему, в которой работаю, человеконенавистнической. Она против человека, против врача, против медицины, когда-нибудь она будет разрушена. Кто это сделает, не знаю. Но на обломках мы или наши потомки будем заново строить медицину. А пока надо или уходить из медицины или нести на себе это клеймо работника системы здравоохранения. Я несу, мне стыдно.
Артемий Охотин, врач



Описание книги
Ожидание ребенка обычно связано с надеждами и радостными хлопотами. Но если у малыша несовместимый с жизнью диагноз, все иначе. Матери предстоит решить, прервать или доносить такую беременность, – и пройти тяжелый путь, какой бы выбор она ни сделала. Как вести себя женщине, чтобы горе не сломило ее? Как быть ее семье? И что могут сделать для них врачи и общество?
В своей автобиографической книге Анна Старобинец с поразительным мужеством рассказывает собственную историю. “Посмотри на него” – это не только честный и открытый разговор на невероятно сложную тему. Это своего рода инструкция по выживанию для тех, кто оказался перед лицом горя, которое кажется невыносимым.

P.S. можно взять в библиотеке на литресе

No comments: