Sunday, April 16, 2017

Эй, это я вон там?

2016-08-29 12:52:00
(с) geektimes.ru 
Перевод: Vilayanur S. Ramachandran, Diane Rogers-Ramachandran

Disclaimer: данный пост является переводом заметки профессора Вилеейанура Рамачандрана, о феномене внетелесного опыта и различных аномалиях, связанных с восприятием «себя». Хотя оригинал и был опубликован в мае 2010г, статья содержит ряд занимательных примеров из клинической практики и в целом показалась довольно интересной, а посему захотелось ею поделиться.


Если и существует что-то, в чём вы можете быть уверены касательно самого себя, так это то, что ваше «я» привязано к вашему собственному телу и принадлежит только вам. Личность, которой вы себя ощущаете, находится здесь и сейчас, и нигде больше.

Но даже самые основы вашего существования могут быть поставлены под вопрос при определенных обстоятельствах. Ваше чувство пребывания в собственном теле, как оказалось, всего лишь тонкая внутренняя конструкция, как и любое другое переживание, и точно также подвержено иллюзиям и искажениям. Даже ваше чувство «обладания» собственной рукой фундаментально ничем не отличается, в терминах эволюции и неврологии, от чувства обладания вашей машиной (если вы калифорниец) или вашим ружьём (если вы республиканец).

Как бы странно это ни звучало, то о чём вы думаете, как о себе — не является той монолитной сущностью, которой вы/оно себя считает. В действительности, можно фармакологически управлять чувством обладания телом с помощью кетамина, который достоверно генерирует внетелесный опыт у нормальных людей. Пациенты на кетамине сообщают об ощущении зависания над собственным телом и наблюдением за ним. Если кто-то решит их уколоть, они могут сказать «Моё тело, там внизу, чувствует боль, но сам я её не ощущаю». Поскольку у таких пациентов, «Я» перестаёт ассоциироваться с телом, в котором обитает, они не испытывают какой-либо агонии или негативных эмоций (по этой причине кетамин иногда используется как анестетик).

Ваше чувство обладания телом и ощущение себя как отдельной сущности, похоже, происходит из тех клеток мозга, которые известны как зеркальные нейроны. Расположенные в премоторной коре, они взаимодействуют с вашей префронтальной корой, частью мозга, которая строит планы и принимает решения. Обычно, когда вы двигаете рукой, скажем, чтобы взять ручку (движение, которому сопутствует чувство наличия свободной воли), определённые моторно-командные нейроны двигательной коры возбуждаются. Удивительно, как продемонстрировал Джакомо Риззолатти из Пармского университета в Италии вместе со своими коллегами Марко Якобони и Витторио Галлезе, что некоторые из этих нейронов также возбуждаются, когда вы просто смотрите за тем, как кто-то ещё выполняет те же действия.

Зеркальные нейроны позволяют вам поставить себя на место другого человека. По сути дела, ваш мозг говорит: «Те же нейроны возбуждаются, когда я двигаю свою руку, поэтому я знаю, что он чувствует и намеревается сделать». Кроме того, нейроны, которые мы можем упрощённо назвать «касательными зеркальными нейронами», возбуждаются, когда вас касаются или вы видите, как касаются кого-то ещё. О том, что люди обладают такими способностями, интуитивно догадывался Чарльз Дарвин, писавший, что когда вы наблюдаете за тем, как метатель копья собирается сделать бросок, мышцы ваших ног могут неосознанно вздрагивать. Или когда ребёнок наблюдает за матерью, которая использует ножницы, он неосознанно сжимает и разжимает челюсти. В этом феномене мы видим эволюционные предпосылки к способности подражать и повторять — основе культурной передачи знания.

В то же время, взрослея, вы перестаёте неконтролируемо подражать действиям тех, на кого смотрите; ваше я не чувствует себя как кукла, которой управляют другие. Вы сохраняете свои чувства свободы воли и действий (хотя пациенты с синдромом Туретта иногда проявляют неосознанное подражание).

Склонность неконтролируемо подражать людям, с которыми вы находитесь, обычно останавливается вашей префронтальной корой (эволюционно, наиболее развитой частью мозга, которая выражена в людях). Не так давно мы предположили, что взаимодействие между зеркальными нейронами и ответ от префронтальной коры — это то, что даёт нам своеобразный двойственный характер — одновременное поддержание индивидуальности и взаимосвязи с другими.

Расстройства в этой системе ведут ко внетелесному опыту, что может объяснить механизм действия кетамина. Под его влиянием, вы «сопереживаете» своему телу, тем же образом как вы сопереживаете другим людям, и в то же время, вы способны отделить себя от него, точно так же как вы отделяете себя от других.


Фокусы с исчезновением себя


Чтобы воспроизвести такое разделение, вам не обязательно принимать кетамин. Если у вас достаточно средств, вы можете сделать это с помощью захватывающей технологии виртуальной реальности. Для остальных из нас существует несколько простых оптических трюков.

Например, попробуйте посмотреть на маску для Хэллоуина через блестящую стеклянную панель, так чтобы вы видели отражение собственного лица, наложенное на маску. Вы можете оптически совместить эти два «лица», получая необычное гибридное существо. Теперь попробуйте принимать странные выражения лица, и вы получите ощущение, что существо абсолютно синхронно подражает вашим кривляниям. Такой опыт должен дать вам мгновенное чувство обезглавливания — некоторый намёк на то, как себя ощущаешь от приёма кетамина.

Иллюзия может быть усилена, если вы разместите две стеклянные панели под прямым углом. Двигайте головой до тех пор, пока отражение центра вашего носа не окажется точно на углу двух панелей (наложенное на маску позади них). Теперь если вы моргнёте правым глазом — отражение также моргнёт своим правым глазом (двойное отражение — отменяет искажение обычного зеркального отражения слева-направо). В результате получится ещё более сильная иллюзия, что вы «вселились» в маску.

Если вы пойдёте еще дальше — что включает в себя комбинацию правильного освещения, грим, манекены и эффект зеркального зала, который создаётся когда вы стоите между двумя расположенными напротив друг друга зеркалами высотой с человеческий рост, создавая тем самым бесконечное число оптических клонов вас самих, вы начинаете ощущать те же эффекты, что даёт кетамин. В середине 90-ых, мы показали (вместе с Уильямом Хирштейном и Эриком Альтшулером из Университета Калифорнии, Сан-Диего), что удар по маске при подобных условиях, приводит к мгновенному испугу. Мы измеряли страх испытуемых, объективно отслеживая изменения сопротивления на их коже, что соответствует тому, как сильно они потели. Когда я угрожал какой-то из старых масок, на которую смотрели испытуемые (без использования оптики, которая помогает вам идентифицировать себя с маской), испуга не было. Именно чувство соединения с «другой головой», приводит к этому.

Позднее, учёные использовали видеокамеры для создания подобных иллюзий отделения от тела, в которых люди чувствовали, что они проецируют своё тело во вне себя. Подобный жутковатый опыт похож на тот, что может возникнуть, скажем, от повреждения правой теменной доли вследствие инсульта. Это та область мозга, которая, по всей видимости, частично ответственна за создание образа нашего тела, чувства, что мы «населяем» свою собственную форму.

Пациенты с повреждениями правой теменной доли иногда чувствуют, что они видят самих себя снаружи (как и в случае с кетамином), или испытывают ощущение двойника. Несколько лет назад мы видели пациента с опухолью мозга в правой лобно-теменной доле, который был психически абсолютно здоров, за исключением того, что он ощущал фантомного близнеца, прикреплённого к левой стороне его тела, повторяющего каждое его движение. Если к пациенту прикасались, он также чувствовал, что к его двойнику прикасаются несколькими секундами позднее. Стимуляция вестибулярных каналов во внутреннем ухе пациента привела к ощущениям, что он вращается вокруг, а его фантом сжимается и сдвигается (вестибулярный аппарат, который обеспечивает равновесие и ориентацию в пространстве, соединяется с правой теменной долей).

Великий английский невролог, Макдональд Критчли описал множество других пациентов, которые, в зависимости от области теменной доли, чувствовали себя гигантами или пигмеями, ощущали части собственного тела, как искаженные или раздутые. Случаи пациентов, которые чувствовали, что их собственная рука не принадлежит им и утверждали, что это рука их матери, или даже ненавидели отдельную конечность, заявляя, к примеру: «моя рука — коммунист». Мы полагаем, что чувство обладания даже внешними объектами (свадебные кольца, теннисные ракетки), которое так распространено у нашего вида (Ганди, в этом случае — примечательное исключение), может быть побочным продуктом работы нейронных систем, которые первоначально развивались для владения телом.

Зеркальное лекарство


Ранее мы отметили, что причина, по которой вы не подражаете другим людям или не ощущаете на себе прикосновения к другому человеку, наблюдая за ним, в том, что ваша префронтальная кора тормозит работу зеркальных нейронов. Вторая причина, может быть в том, что когда вы видите, как к другому человеку прикасаются, несмотря на то, что ваши зеркальные нейроны активны, рецепторы вашей кожи сообщают мозгу, что к ним никакого прикосновения нет, и этот нулевой сигнал препятствует тому, чтобы активность зеркальных нейронов достигла порога сознательного опыта.

Но угадайте, что произойдёт, если кто-то парализует вашу руку, используя анестетик? Удивительно, но мы обнаружили (совместно с выпускницей U.C.S.D, Лаурой Кейс), что пациент, в этом случае, буквально чувствует прикосновения в своей обездвиженной руке, если он просто видит, как касаются другого человека. Или если другой человек передаёт кубик льда, пациент чувствует холод в собственной руке! Т.е. когда вы отключаете сигналы от прикосновений в здоровой руке, пациент не просто «сопереживает» другим — он буквально чувствует, к чему они прикасаются. То же самое происходит у пациентов с фантомными конечностями. Наблюдения за тем, как массируется рука другого человека, по всей видимости, облегчает боль у пациентов с ампутированной рукой.

Клинически известно, что визуальный отклик с использованием зеркального отражения может помочь облегчить фантомные боли и паралич после инсульта, возможно, за счёт зеркальных нейронов. В данный момент мы изучаем — может ли иллюзия отделения от тела, созданная с помощью зеркал, быть использована для воспроизведения эффекта кетамина и лечения хронических болевых синдромов, позволяя пациенту отделиться от собственного тела и боли, которое «оно» испытывает.

Удивительно, что даже реальная боль в реальной руке может быть вылечена через оптический отклик. В частности, есть такое жестокое расстройство, как Синдром Зудека, при котором крошечная травма приводит к постоянной мучительной боли, отёку и «параличу» руки — состояние, которое мы назвали «выученной болью и параличом». В 1995, на лекции, проходящей на встрече Общества Нейронаук в Сан Диего, мы предложили использовать зеркала для лечения этого заболевания, и с того момента, несколько крупномасштабных клинических испытаний подтвердили их эффективность. Даже отёк спадает, и это — замечательный пример взаимодействия разума и тела.

Наиболее странное искажение, связанное с образом тела — это то, в котором абсолютно здоровые люди хотят, чтобы их рука или нога была ампутирована. Совместно с коллегами из U.C.S.D, Дэвидом Брэнгом и Полом Макгеоком, мы обнаружили, что прикосновение к коже пораженной конечности, приводит к ненормальной реакции потоотделения, которая отсутствует при прикосновении к здоровой конечности. В дальнейшем, наше исследование сканов мозга показало, что пораженная конечность неполноценно представлена в правой теменной доле (ответственной за образ тела), хотя области связанные с прикосновениями, расположенные в соматосенсорной коре оставались нормальными. Это несоответствие между точным сенсорным потоком сигналов от руки и неполным представлением руки в мозге создаёт примечательное отвращение к конечности [см. публикацию Сабины Мюллер «Amputee Envy» в Scientific American Mind за декабрь 2007/январь 2008 гг].

Таким образом, изучение людей с аномалиями мозга или манипуляции с чувственным восприятием здоровых людей, с использованием зеркал и других оптических трюков, может дать ключ к пониманию того, каким образом правая теменная доля мозга создаёт образ нашего тела, существующего во времени и пространстве.

Подобные наблюдения имеют важные последствия, как теоретические, так и клинические. Они предполагают, что то, что мы называем ощущением прикосновения, болью, ощущением тела или даже самих себя, является результатом динамического взаимодействия сигналов из трёх источников: сенсорных сигналов от кожи, мышц и кишечника; тормозящих сигналов от префронтальной коры; и активности зеркальных нейронов, реагирующих на поведение, происходящее из нейронов в мозгах других людей! Из этой неустойчивой мозаики мозговой активности и возникает ваше чувство воплощенного в теле «Я», отделённого от других, и обладающего всем, чем и вы.

(с) geektimes.ru 
Перевод: Vilayanur S. Ramachandran, Diane Rogers-Ramachandran

No comments: