2016-08-14 19:30:00
(с) перевода - medspecial.ru
(с) перевода - medspecial.ru
По данным нового исследования, основанного на нейровизуализации, провалы в памяти у людей среднего возраста, возможно, свидетельствуют скорее об изменении типа информации, на которой мозг концентрируется при формировании памяти и ее использовании, чем об ухудшении когнитивных функций. Исследователи из Центра визуализации мозга Дугласа Университета Макгилла в Монреале (Канада) обнаружили, что во время выполнения заданий на запоминание у молодых взрослых по сравнению с испытуемыми среднего возраста и представителями более старших возрастных групп была усилена активация зрительной коры. Напротив, у испытуемых среднего возраста и более старших пациентов активация была наиболее выражена в префронтальной коре.
Как пояснили исследователи, по-видимому, когда мы впервые встречаем какого-то человека, в молодом возрасте мы в большей степени пытаемся вспомнить, когда и где мы видели его раньше, и молодежь действительно способна вспомнить эту информацию. Напротив, представители среднего возраста и более старших возрастных групп в большей степени фокусируются на социальной и эмоциональной значимости этого человека для себя – приятен ли им этот человек, напоминает ли он им о других знакомых и т.д. – и это изменение негативно сказывается на их способности запоминать более объективные характеристики. Данная работа была опубликована онлайн 12 июня 2016г. в журнале NeuroImage.
Комментируя полученные данные, авторы рассказали, что, по данным многочисленных более ранних работ, изменения мозга, которые ассоциируются с деменцией, начинаются еще за десятилетия до появления клинических симптомов. Поэтому ключевым вопросом для современных ученых, работающих надо проблемами памяти, является вопрос о том, какие изменения нормальны, а какие - нет. Пока еще мы мало знаем о том, что происходит в середине жизни при здоровом старении, и как это взаимосвязано с теми находками, которые обнаруживаются в старости. Обсуждаемая работа была направлена как раз на закрытие этого пробела в современных знаниях.
В данное исследование были включены 112 взрослых в возрасте от 19 до 76 лет. В анамнезе не было неврологических заболеваний, психологических расстройств, а также случаев болезни Альцгеймера в семейном анамнезе. В начале исследования участники выполняли многочисленные нейропсихологические тесты (за 2 сеанса), в том числе Краткое международное нейропсихиатрическое интервью и шкалу Бека для диагностики депрессии. Затем участникам была проведена функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), в ходе которой они должны были выполнять серию заданий, для решения которых они должны были кодировать и снова восстанавливать пространственные и временные характеристики лиц. Когда речь шла о фазе восстановления, участников просили вспомнить, в какой части экрана им демонстрировали то или иное лицо (левой или правой), или в какой момент они его видели (первым или последним из серии). С помощью фМРТ при этом получали информацию о том, какие именно участки мозга были активированы, когда испытуемые пытались вспомнить эти характеристики. Результаты фМРТ показали, что у молодых взрослых во время выполнения этого задания активировались зрительные зоны коры, что означает, что они действительно при принятии решения обращали внимание на подробности своего восприятия.
Участники среднего возраста и представители более старших возрастных групп при выполнении такого же задание на вспоминание не достигали того же уровня активации зрительных зон. Зато они демонстрировали больше активности в медиальной префронтальной коре во время кодирования и в парагиппокампальной коре при восстановлении информации. Эти зоны участвуют в обработке информации, которая в большей степени связана с самоанализом. Иными словами, различия в обработке временной и пространственной информации, которые наблюдались между молодыми испытуемыми и более старшими участниками, на самом деле могут отражать различия в области того, что взрослые люди из разных возрастных категорий считают важной для себя информацией.
Эта интерпретация подтверждается тем фактом, что во время задания по кодированию участников просили не только объективным образом зашифровать внешнюю информацию, но также зафиксировать, было ли демонстрируемое им лицо приятным или нейтральным. По-видимому, взрослые люди в среднем возрасте и более старших возрастных группах были в большей степени заняты принятием решений о «приятности», и эти решения принимались прямо в ходе задания на запоминание, даже несмотря на то, что их специально инструктировали о том, что этот тест касался только пространственных и временных характеристик демонстрируемых лиц.
Авторы также сделали предположение о том, что представители более старших возрастных групп могут улучшить свои способности к запоминанию, тренируясь при встрече с объектом для запоминания обращать больше внимания на внешнюю объективную информацию. В частности, они предполагают, что когнитивные функции можно улучшить за счет техник «осознанности», поскольку эти методики учат человека «присутствовать в настоящем» и обращать внимание на объективную сторону опыта, не разрешая при этом своему собственному внутреннему миру поймать себя в ловушку.
В настоящее время необходимо лонгитюдное исследование, которое покажет, являются ли обнаруженные отличия в способе кодирования и восстановления воспоминаний у взрослых в среднем и более старшем возрасте отражением снижения функциональных возможностей мозга, или это проявления различий в отношении того, на что более старшие взрослые обращают внимание во время любых опытов.
No comments:
Post a Comment