Thursday, April 6, 2017

Занимательная Анатомия И Богатая Аналогиями Физиология. Мозг головной, ч.1

2012-03-24 00:04:00
Оригинал взят у hagnir в Занимательная Анатомия И Богатая Аналогиями Физиология. Мозг головной, ч.1
Не так давно возникла у нас с неподражаемой Гевеллой (gevella, если кто еще каким-то чудом не в курсе) одна идея - рассказать вам в жизнерадостной манере, свойственной нам обоим, всякие удивительные штуки медицинского характера. В частности, написать серию эссе про внутренние различные органы - как они устроены, как они работают и ломаются, что с ними полезного может человек делать - на что они вообще человеку сдались

И вышло так, что я, занявшись какими-то своими непотребствами, подзапустил этот проект. За что был Гевеллой справедливо совершенно загноблен путем выпуска первой части этого увлекательнейшего сборника (Гевелла справедливо подняла тему печени). Осознав тут же всю глубину моего падения, приношу Гевелле и всем читателям мои глубочайшие извинения и беру на себя обязательство исправиться. Начну непосредственно сейчас.

О чем вообще пойдет речь в этих прозаических познавательных этюдах? Да в общем-то о том, о чем мы, как врачи знаем немножечко больше, чем нормальные люди, и о чем, безусловно, любим почесать языками. Пока я назову это "Занимательная Анатомия И Богатая Аналогиями Физиология", Гевелла тоже, наверное, как-нибудь назовет, а как это будет называться в итоге - никто не знает. Что-то будет писать она, что-то - я, что-то - мы вместе. Это первая, пожалуй, моя попытка замахнуться на что-то большее, чем редкие вальяжные посты в жж.

И начну я, естесственно, с головного мозга.




Головной мозг - орехоподобное образование, которое чаще всего встречается в верхней части человека, иногда - в передней, зависит от конкретного образца человека и его состояния. Также иногда называется Мозгишками или Мозгом Головняным.

О предназначении мозга догадывались еще великие умы древности. В частности, Аристотель в сочинении «О частях животных» писал, что мозг – орган холодный, недвижимый, нечувствительный, служит лишь для того, чтобы охладить кровь, происходящую из сердца. И больше ни на что, соответственно, не нужен. Это, похоже, была изощренная шутка Аристотеля, который собаку сьел на этических проблемах и мог позволить себе немного похулиганить. Впрочем, подобное представление о мозге как о кондиционере существовало вплоть до Галена, который объявил головной мозг средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности. Такое открытие Гален сделал, изучая гладиаторов. Действительно, обезглавленный гладиатор переставал двигаться, на тыкание щепочкой не реагировал и на просьбы пожертвовать несколько денариев в фонд помощи пострадавшим от сарматского нашествия не отвечал.

На этом учение о мозге застопорилось на многие столетия, до Андреаса Везалия. У Везалия не было неисправных гладиаторов для изучения, поэтому ему, обладающему острым, подвижным умом и беспокойными руками, пришлось выкручиваться. Притворяясь некрофилом, Везалий ночами шастал по парижским кладбищам, разрывал могилы и, урча от напряжения, утаскивал трупы в университетский подвал. С одним своим таким же веселым приятелем они похищали и трупы висельников, прямо с виселиц, и дома расчленяли и вываривали из них улыбчивые скелеты. А еще король им разрешил... Впрочем, не будем отвлекаться. Применяя метод шинкования, Везалий изучил головной мозг гораздо лучше, чем Гален, в частности, объявил, что в желудочках мозга производится животный дух. Испанская инквизиция, чье оружие неожиданность, страх и безжалостность, быстро просекла этот постмодернизм и Везалий случайно умер в паломничестве.


Рисовал Везалий сам. Выходило, как правило, драматичненько

Вообще, история изучения мозга - этот увлекательная повесть, полная помешательств, самоубийств, наитий, опытов на себе, мистификаций и откровений. Когда-нибудь я найду в себе сил рассказать вам ом этом, но не сейчас, ибо не стоит пытаться объять необъятное. Необъятное может вырваться и дать по яйцам, а я не мазохист. Перейдем лучше к главному.

Начнем, конечно же, с анатомии, ибо без этого дальше ни хрена будет не понятно.


Защита мозга - прежде всего!

Головной мозг надежно спрятан в черепной коробке, состоящей из разных костей и нескольких дырок. Кости черепа чрезвычайно живописны и популярны у художников и прочих маргиналов, но их мы подробно рассматривать не будем, это отдельная приятная тема. Нам сегодня гораздо важнее то, что находится внутри черепа, поэтому поподробнее остановимся на дырках.

Одновременно, в связи с дырками, затронем и другое крайне важный вопрос. Придется нам ответить на часто задаваемый врачам вопрос о возможности церебрального секса - фигура речи ли это, или всё же что-то такое существует.


У животных тоже бывает

Рассмотрим же дырки. В двух из них обычно находятся глаза, две другие осуществляют взаимообмен воздухом и козявками между человеком и окружающей средой, в третьей находится язык, зубы и гланды. Таким образом, попытки осуществить действия сексуального характера через эти отверстия сразу можно выводить из категории секса церебрального, поскольку действие это будет опосредованным, через какие-то еще органы. Отверстия слуховые для секса вообще не подходят в виду наличия внутри запутанных лабиринтов, наковален и. особенно, молоточков, это чревато неприятными травмами

Остается только одно - большое затылочное отверстие, которое находится на дне черепной коробки и на котором головной мозг сидит как на унитазе. Коллеги из фундаментального подразделения имеют большие подозрения на счет этого отверстия, поскольку, во-первых, оно большое, а во-вторых, мозг, как правило, не ожидает нападения с тыла. Так, коллега zavmorg утверждает, что после занятий с особенно любознательными и бескомпромиссными студентами большое затылочное отверстие у него болит. Это неспроста, необходимы дополнительные исследования. В нормальном, асексуальном состоянии в большом затылочном отверстии находится такая штука, как продолговатый мозг, о которой будет далее.

Наивно было бы предполагать, что между головным мозгом и черепом ничего нет. Мозг - объект нежный, и подобная интимность губительно сказалась бы на качестве его поверхности. Иными словами, были бы широко распространены мозоли и потертости мозга, которые сейчас встречаются эпизодически у водителей маршруток от постоянной тряски. Чтобы мозг не натирался о череп, предусмотрены несколько этапов защиты. Они называются оболочками мозга.


С мозгом нужно нежно и бережно

Все мозговые оболочки головной мозг и череп поделили между собой, как супруги - сферы влияния в некоторых прагматичных семьях. Непосредственно к черепу прилегает твердая мозговая оболочка. Это зона влияния черепа, поэтому твердая мозговая оболочка с черепом сращена. В ней находятся различные венозные синусы, по которым от мозга оттекает сточная венозная кровь и которые иногда заболевают тромбозами, от чего человеку, бывает, приходит кирдык. Еще в твердой мозговой оболочке находится много болевых рецепторов, являющихся причиной головной боли, но на то эта оболочка твердая и дурная, чтобы тупо болеть и кроме этого мало на что годиться. По латыни, кстати, она так и называется - дура матер. Дура эта, кроме хитрых гадких синусов, на которых обычно валят студентов на анатомических экзаменах, имеет еще некоторые структурные подразделения. в частности, намет мозжечка сзади, по которому вышеупомянутой мозжечок уютно елозит (в рамках дозволенного, конечно), а также разделительные серпы мозга и мозжечка, которые вклиниваются между полушариями соответствующих органов и не дают им тереться друг о друга (см. мозоли). В общем, что-там говорить, дура и есть дура, нерукопожатный орган.


Хотя внутри достаточно красиво

Мягкая мозговая оболочка, напротив, тесно прилегает к головному мозгу, стелется по нему ковылем, проникает с ним во все закоулки и извилины и обещает мозгу много полезного и вкусного, в частности, приносимого по кровеносным сосудам, которыми мягкая весьма богата. Также эта оболочка выстилает мозг и изнутри, образуя там целые сосудистые сплетения, но о мозговьих внутренностях расскажу отдельно.

Третья оболочка, занимающая промежуточное положение между первыми двумя - паутинная или арахноидеа.Эта оболочка неприсоединившаяся, не сращенная ни с одной фракцией, ни с другой. Ее задача - болтаться и рулить потоками спинномозговой жидкости, сиречь ликвора. И ловить мух. Шутка.


Примерно так

Ликвор, вощимта, тоже можно отнести к защитным оболочкам, ибо все пространство между мягкой и твердой мозговыми оболочками полно этой жидкостью. Таким образом,ликвор выполняет функции амортизирующей жидкости, и головной мозг болтается в ней, как что-нибудь плавучее в проруби. Образуется ликвор в достаточных количествах уже упомянутыми сосудистыми сплетениями, а впитывается и передается в венозные синусы как раз паутинной оболочкой. У некоторых особей человека химический состав ликвора близок к этиловому спирту, в ряде восточноевропейских мифологий, в частности, описаны вампироподобные существа, страдающие, по-видимому, алкоголизмом. Эти вурдалаки, похожие на человеческих женщин, нападают на пьяных, неспособных сопротивляться мужиков, и, по-видимому, высасывают ликвор, богатый алкоголем, через ротовой отверстие. Наиболее продвинутые вурдалаки выходят за пьяниц замуж, чтобы подпитываться на регулярной основе, такие особи отличаются усиленным пилежом мужей, отчего те надираются. Известно ведь, что мужчина пьет от осознания несправедливости окружающего мира.



Впрочем, мы отвлеклись.

Предыдущие анатомические подробности мозговых оболочек чрезвычайно важны в свете часто случающегося покидания головным мозгом человека. Всем, конечно, известно существование людей безмозглых, это распространенное явление. А вот то, что мозг периодически покидает свой уютный домик даже у людей вроде бы нормальных - это факт открытый недавно и, поэтому, малоизученный. Как и положено в процессе традиционного развода, мозг и череп делят оболочки - твердая и тупая остается черепу, мягкая и втершаяся в доверие - мозгу, основная же борьба развертывается за паутинную оболочку. Поскольку мозгу в самостоятельной жизни нужно питаться, паутинная оболочка служит ему орудием в ловле различных мелких животных, вроде тараканов. Как активный охотник, мозг дожидается таракана, пробегающего по своим делам, метко отстреливает паутинную оболочку, в которой таракан запутывается, проворно нападает на него и, помогая гипофизом, пожирает. Таракан не всегда переваривается мозгом полностью, особенно, если это мозг из разряда т.н. мозгов гулящих, тех, которые не уходят навсегда, а возвращаются на свое место. Это и понятно, такой мозг получает основное питание от организма, поэтому у него нет нужды переваривать тараканов полностью. Тогда тараканы накапливаются и их наличие становится очевидным для окружающих.


Новый методы визуализации

Головной мозг состоит из полушарий. Левого и правого, ночью - из верхнего и нижнего. Надо отметить, что головной мозг является не единственным полушарным органом человека, но другому такому органу мы посвятим отдельное исследование (ввиду его крайней важности для человека). Полушария головного мозга на вид похожи друг на друга, покрыты сетью извилин, что придает мозгу вид сморщенный, вечно недовольный и обеспокоенный. Сзади же мозг похож немного как раз на другой полушарный орган, что наводит на раздумья даже людей, не склонных проводить параллели.

Соединяются между собой полушария мозолистым телом, которое прямо вот так и называется. Дело в том, что серп мозга, это унылое выпячивание твердой мозговой оболочки, как я уже писал, отделяет левое полушарие от правого. Но до мозолистого тела оно не доходит, благодаря чему тело это намозоливается так, что прямо в учебниках неприлично показывать. Мозолится оно, на самом деле, не просто так, а организует межполушарные связи той или иной степени извращенности, так что его впору пожалеть, за все те ассоциации, которые оно через себя пропускает.

За мозолистым телом, ниже его находятся удивительные и таинственные стволовые структуры, о которых мы поговорим следующий раз. Здесь уже одной анатомией не обойдешься, нужно будет сразу переходить к физиологии, а физиология - дело такое, очень уж пикантное. У меня вот сосед был, так про его физиологию весь подъезд знал, кто не совсем уж глухой. О чем я?

Да, упомяну еще о двух важных выпяченных органах, тесно ассоциированных с мозгов, по простому говоря, являющихся его вассалами и составными частями.

Один из таких вынесенных отделов - это уже упомянутый мозжечок. Этому органу уготована незавидная судьба. Во-первых, у него юмористическое название. Во-вторых, он похож на мошонку, которая эталоном красоты, как известно, не является. А в-третьих, он крайне неблагополучно расположен, поскольку головной мозг как бы на мозжечке сидит обоими своими увесистыми полушариями, из-за чего мозжечку постоянно трудно дышать и складывается ситуация перманентной его гипоксии. Именно поэтому мозжечок остановился в своем развитии и не умеет думать. Единственное, на что его хватает - это на сохранение равновесия. Данный тезис подтверждает потеря равновесия человеком в состоянии алкогольного опьянения, когда мозг насасывается, становится тяжелым и придавливает мозжечок.


Красавец, не правда ли

В связи с такой тяжелой филогенетическо-психологической травмой у мозжечка масса комплексов и неудовлетворенных амбиций. В частности, в пору общего набухания и оборзения мозга, которое случается при инсультах и закономерных экстремальных черепно-мозговых травмах, именно мозжечок действует по принципу "назло врагам, на радость маме" - лезет в большое затылочное отверстие и удавливается там заодно с ничего не понимающим продолговатым мозгом, в результате чего на тот свет отправляются все вместе. Печально, но факт: мозжечок - дурнина.

Другой удивительный объект - это гипофиз. Гипофиз таинственно прячется в глубинах мозга, как пиписька сумоиста. Это вполне обосновано, если учитывать важность этого органа. Эта пиндырка вырабатывает, в общей сложности шестнадцать гормонов. Гормоны названы так в честь мифического существа, сына Мормона и Горгоны. У Гормона были сиськи, усы и большая жопа весом в два центнера, огромный нос и глаза навыкате, на положенном месте не было полового ничего, зато на лбу росло их два, причем ни один не стоял. Жизнь Гормона кончилась печально, его пришел побеждать Геракл, но героя при виде Гормона стошнило, Гормон поскользнулся на Геракловой рвоте, упал и сломал себе все кости. Умер, правда, не от этого, а от последовавшей депрессии.

Ну так вот, этих самых гормонов гипофиз вырабатывает целых шестнадцать, поэтому и вынесен за пределы мозга, как атомная электростанция. На всякий случай, ну его в баню. Чтобы гипофизу не было больно и обидно за такую дискриминацию, для него сделано специальное гнездо на нижней поверхности черепа, которое называется турецкое седло. Почему его так называют? Точно не знаю, на седло оно точно не похоже, скорее на косорылый джойстик. Там-то, в этом турецком седле и сидит крепко гипофиз, объезжая владенья свои. А чтобы не вывалился, в твердой мозговой оболочке для него сделана специальная дырка, подназванием питуитарное отверстие... Про церебральный секс можете даже не заикаться, оно очень маленькое. Гипофиз просовывается в это отверстие как в памперс и торчит там безвылазно.


Гроздья гнева какие-то

Есть, впрочем, у гипофиза и еще одна функция, незадекларированная и не упомянутая в инструкции по применению. Когда мозг покидает организм человека и начинает автономное существование, гипофиз служит приманкой, привлекающих различных питательных животных, в основном котов. Коты слишком велики для ловли паутинной оболочкой, поэтому, охотящийся мозг в таких случаях пользуется специальными хитростями. Мозг прячется полушариями в укрытии, в тоже время высовывает наружу гипофиз и потряхивает им. Кот, желающий поиграть, подходит поближе, мозг набрасывается на кота и пожирает его. Этим, кстати, объясняется парадоксальная страсть постить котиков в интернетах: если у вас появляется такое желание, помните, что это признак мозговой дистрофии, и если не прерваться на обед, последуют катастрофические разрушения мыслительного процесса с последующей лавинообразной деградацией и ухаживанием за виртуальным огородом.

Ну а про остальных жителей тесной коммунальной квартиры - в следующий раз.



(Продолжение следует)

No comments: