2014-10-27 15:18:00
(с) Светлана Скарлош, при участии Арины Галицыной, «Русский репортер» №28-31 (359) 24 июл 2014, 00:00
(картинки перепутаны, но так в оригинале)
Героиня. Блондинка, подружка режиссера Якина
Актриса. Наталья Кустинская
Цитата. «Ой, Галь, что я тебе сейчас расскажу… Якин наконец бросил свою кикимору!»
Психологический портрет. У этой девушки есть образец успешности — набор критериев, которым должна соответствовать и она сама, и ее жизнь. Она чувствует себя спокойно, только если все условия — автомобиль, мужчина, образ жизни — соблюдены и это подтверждается восторгами и завистью окружающих.
Социальная роль. Сегодня такой женщине есть где себя проявить: она может быть при офисе, при проекте, при мужчине. Часто имеет невнятные должностные обязанности, но всегда в тусовке. Для нее важно быть модной во всем и демонстрировать, что она с этой задачей справляется. То есть ей нужна постоянная аудитория, виртуальная или реальная.
С чем бы пришла к психотерапевту. Тревожность, неспособность поддерживать близкие отношения (из-за отсутствия контакта с собой), психосоматические проявления: булимия, анорексия. Но все-таки главная тема — неудовлетворенность и постоянное беспокойство: «Почему у меня не лучший мужчина (дом, работа, машина), что мне для этого сделать?» Часто женщины именно этого типа становятся потребителями всевозможных тренингов: «Как заполучить статусного мужчину» или «Как научиться тайно управлять людьми». Из-за высокого уровня тревоги может жаловаться на бессонницу, страдать шопоголизмом.
Фильм. «Бриллиантовая рука»
Героиня. Варвара Сергеевна Плющ, управдом
Актриса. Нонна Мордюкова 1
Цитата. «Я считаю, что человеку нужно верить только в самом крайнем случае!»
Психологический портрет. Предельно жесткий, однозначный взгляд на мир, не предполагающий возможности иного подхода. Очень четкие (часто не свои) идеи и вера в то, что эти идеи оправдывают абсолютно все. При этом высокий уровень внутренней агрессии, нетерпимость, стремление все и всех переделать. Уверена, что насилие можно применять во благо. Фанатичный тип личности.
Пример из современности — Мизулина. Нечувствительность к себе и к другим, эмоциональная сфера подавлена. Часто такие люди в детстве старались быть очень хорошими, чтобы заслужить любовь. И либо не имели в достаточном количестве безусловной родительской любви, либо, не обладая эмпатией, не способны были эту любовь почувствовать.
Социальная роль. Это начальница не самого высокого ранга, от которой тем не менее много что зависит, однако сама она исполнитель. Не стремится принимать основные решения, ее основная потребность — контролировать других. Раньше такие люди шли как раз в домоуправы, дружинники и т. д.
Подобный тип личности востребован всегда — воинственные женщины, бесстрастно защищающие чьи-то идеи, которые они приняли как свои. Сегодня могут работать в том числе волонтерами; они всегда точно знают, как правильно, и стоят на страже нравственности. Их девизом может быть: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
С чем бы пришла к психотерапевту. Депрессия, невозможность близких, доверительных отношений. От таких женщин шарахаются все, даже собственные дети. Обида на жизнь и окружающих: «Я ради вас, а вы… Никто не понимает… Мир несправедлив». Пока дети маленькие, отношения с ними, как правило, созависимые, вырастают — начинаются конфликты, часто сепарация по очень жесткому сценарию. При этом собственная агрессивность просто не осознается.
Фильм. «Кавказская пленница»
Героиня. Нина
Актриса. Наталья Варлей
Цитата. «Спортсменка, комсомолка…»
Психологический портрет. Девушка из нормальной семьи, образованная. С самоуважением все в порядке, соответственно, и по отношению к другим открыта и доброжелательна. Этакий хипстер в лучшем смысле этого слова. Баланс, равновесие во всем. Занимается йогой, учит языки, путешествует, делает селфи, но все в меру, без эмоциональных перегибов. В отношениях с противоположным полом скорее дружба, чем эротика. Никаких лишних страстей. Много приключений, но они спланированы, насыщенны и всегда хорошо заканчиваются.
Социальная роль. Такие девушки часто бывают хорошими фрилансерами, работают, путешествуя по миру. Они открыты, адаптивны, профессиональны, надежны. Занимаются тем, что им интересно, но не становятся фанатами своего дела до такой степени, чтобы оно стало главным и единственным в жизни. Могут заниматься благотворительностью и даже усыновить ребенка — без трагедии и надрыва.
С чем пришла бы к психотерапевту. В целом личность гармоничная и сбалансированная; гипотетическая проблема могла бы быть сформулирована так: все есть, кроме по-настоящему глубоких отношений, семью построить не удается. Хотя вокруг много подходящих ребят и есть взаимная симпатия… И так все хорошо, а семья — это в извест-ном смысле нарушение установившейся гармонии. Такая женщина может какое-то время жить с партнером, но не переходить границу, за которой начинается семья. Зачем? И так весело: мы путешествуем, приглашаем гостей, ходим в кино… Но годы идут, и закрадывается ощущение, что чего-то не хватает.
Рина Зеленая в образе ученого секретаря музея («Внимание, черепаха!»). Идеальная бабушка, теща, свекровь
Фильм. «Шерлок Холмс»
Героиня. Миссис Хадсон
Актриса. Рина Зеленая
Цитата. «И вообще, доктор, я стараюсь не смотреть, кто приходит, кто уходит… И вам не советую».
Психологический портрет. Это персонаж из другой эпохи по сравнению с «молодежью» — Холмсом и Ватсоном. Женщина в годах, но при этом терпимая, открытая и дружелюбная. Спокойно относится к новому времени и его культуре, но при этом не отказывается от собственных ценностей. Не молодится, не причисляет себя к нынешнему поколению, но и не проявляет к нему враждебности, полагая, что все лучшее прошло вместе с ее молодостью.
Это пожилая женщина, гармонично соединяющая две эпохи. Образ редкий на постсоветском пространстве: в основном мы видим старушек, которые не воспринимают современные ценности и не находят себе места и занятия в новом времени. Либо — реже — тех, кто пытается «идти в ногу со временем» и отрицает все хорошее, что было во времена их молодости.
Социальная роль. Замечательная бабушка, которая может поделиться своим опытом и с любопытством перенимает опыт детей и внуков. Связующее звено между поколениями. Может работать и выполнять такую же функцию в коллективе, находя общий язык с молодыми сотрудниками и даже являясь их любимицей. Не читает нравоучений, сглаживает конфликты, обладает хорошим чувством юмора, может и про себя рассказать, и молодых послушать.
С чем бы пришла к психотерапевту. Если в окружении этой пожилой дамы есть молодежь, а в жизни ощущение востребованности, к специалисту ей обращаться не за чем. Но если она остается одна, то, пытаясь осмыслить ситуацию, может прийти к психологу с экзистенциальным вопросом. «Зачем все было? Кому это нужно, кому передать? Не зря ли я прожила свою жизнь?»
Фильм. «Служебный роман»
Героиня. Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра)
Актриса. Алиса Фрейндлих
Цитата. «Подумаешь, личная жизнь! Есть много других интересов».
Психологический портрет. Тревожно-неуверенный тип, испытывает сложности с установлением близких отношений и принятием своей женственности. В чем-то перекликается с типом № 1 (подружка режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»), но в силу развитого интеллекта и незаурядных деловых способностей будет заполнять недостаток в общении не покупками, а посредством профессиональной самореализации.
Эмоциональность, человечность — все заменяется работой, которая является внешней опорой, рамкой. Скорее всего, перед нами перфекционистка, которая терзается сомнениями: «Достойна ли я?» Стыд, вина, вечная неудовлетворенность собой, гиперответственность, стремление стать еще лучше и безукоризненней — тип, близкий к нарциссическому.
Социальная роль. Руководитель, мать семейства, активистка различных движений. С эмоциональной сферой тут все в порядке: такая начальница откликается на чужие проблемы, но никогда не будет делать для себя того, что готова сделать для других. Это трудоголик, который тянет на себе весь проект, ночует на работе, за все отвечает и с трудом делегирует ответственность другим, хотя и требует от подчиненных профессионализма.
С чем бы пришла к психотерапевту. Истощение, бессонница, апатия, профессиональное выгорание. Потеря интереса даже к любимому делу. Жалобы бывают такие: «Могу расплакаться, устроить истерику, неожиданно теряю контроль, и это пугает». Психастенический тип личности. Специалист будет работать, скорее всего, с принятием своей женственности, слабости и над восстановлением связи между собой и своими потребностями.
Фильм. «Любовь и голуби»
Героиня. Надежда Кузякина
Актриса. Нина Дорошина
Цитата. «Кака така любовь?»
Психологический портрет. Женщина-мать. Работящая, все время занята, всегда уставшая и не особо уважает мужа. Уверена, что, если его не пинать, ничего толкового тот не сделает. К его увлечениям относится как к детской блажи, а к нему самому не как к мужчине, а скорее как к еще одному ребенку. Поступает так даже не по собственному разумению, а согласно семейным стереотипам: всегда так было, ее мать тоже «мужа гоняла». Она не до конца осознает свои эмоции, не склонна к рефлексии, хотя много переживает. А случись что — например, муж уйдет к другой, — сразу впадает в аффект. Кризис переживает мощно: с драками, скандалами, может заболеть.
Социальная роль. Редко делает карьеру, ее призвание — мать семейства, в том числе многодетного. Если ей все же приходится обеспечивать детей, то вкалывает на двух-трех малооплачиваемых работах, тянет семью и при этом совершенно нечувствительна к собственным потребностям, в том числе физиологическим. Не будет искать лучшей доли и что-то менять — свою судьбу воспринимает как данность, даже не задумываясь, хороша она или нет.
С чем бы пришла к психотерапевту. Сама бы за помощью, скорее всего, не обратилась — возможно, привели бы взрослые дети или другие родственники, уставшие от скандалов. А если все же пришла бы сама, то только по направлению от невропатолога с подозрением на психосоматику.
Фильм. «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Героиня. Надя Шевелева
Актриса. Барбара Брыльска
Цитата: « — Я очень люблю, когда ты поешь.
— Просто ты ко мне необъективно относишься».
Психологический портрет. Нарциссическая личность, многого требующая как от себя, так и от других, стыдящаяся за собственное несовершенство. Секс и всякие страсти маркируются как что-то неприятное и неприличное. Правильная женщина, холодная, даже «замороженная», с высоким уровнем самоконтроля. Правильная профессия — например, учительница, правильный жених — Ипполит. Чувства отвергаются: гораздо проще жить в мире высокого — книги, фильмы, поэзия. Все человеческое обесценивается, тепло в отношениях воспринимается как слабость, и, влюбившись, она этой слабости стыдится.
Социальная роль. Конечно же, учительницы, но именно того, советского периода. Она не начальник и не лидер, но эталон и живой укор всем в несовершенстве. Сегодня могла бы стать критиком, редактором. Не лишена снобизма. Задает высокую планку требований.
С чем бы пришла к психотерапевту. С вопросом: «Как мне стать еще лучше?» С жалобой на сложности в отношениях, прежде всего сексуальных. На недостаток желания. Возможны пищевые нарушения. Специалист работал бы с самооценкой.
Фильм. «Белое солнце пустыни»
Героиня. Жена Верещагина Настасья
Актриса. Раиса Куркина
Цитата. «Мало тебе, окаянный, что ты молодость мою погубил, а сейчас и вовсе вдовой сделать хочешь? Ой, Паша! Пашенька!»
Психологический портрет. Тип преданной женщины. Главное в жизни — любимый мужчина. Он и ребенок, и друг, и помощник. Она с ним и мучается, и радуется. Он для нее безусловная ценность. При этом она не приложение к мужу, может с ним и спорить, и ссориться, но все равно всегда на его стороне и не мыслит себя отдельно. Сама для себя неизменно на втором месте. Однако это не жертвенность, а мировоззрение. Таким женщинам могут изменять, но от них не уходят. Потому что она обеспечивает мужу слишком многое: она его напарник.
Социальная роль. Прекрасный заместитель. Вроде бы на вторых ролях, но на самом деле тащит все на себе. Восхищаясь своим начальником, создает ему оптимальные условия для работы, при этом сама всегда в курсе всех дел, часто даже лучше шефа. Если эта комбинация складывается в профессиональном поле, такая женщина рискует стать вечной любовницей, второй спутницей, наперсницей. В супружеских отношениях часто выдает собственные устремления за амбиции мужа (если у того их недостаточно). Например, запускает бизнес, где он глава, но дело в реальности ее.
С чем бы пришла к психотерапевту. С жалобой: уж слишком она отзывчива — не соблазняет мужчину, а как бы изначально для него предназначена. И он, воспринимая это как должное, посматривает на сторону. Со временем может возникнуть неудовлетворенность собственным статусом, кризис в отношениях, проблема идентификации своей женской роли, представляющей, по сути, набор ролей, одновременно реализуемых по отношению к мужчине, которому она и мать, и сестра, и жена, и друг.
Фильм. «Москва слезам не верит»
Героиня. Катерина Александровна Тихомирова
Актриса. Вера Алентова
Цитата. «Только ты пока ребятам не рас-сказывай, что как раз тогда, когда всего добьешься в жизни, больше всего волком выть хочется…»
Психологический портрет. Личность с большим потенциалом, способная выстроить свою жизнь самостоятельно, без всяких протекций и связей. Не обязательно прирожденный лидер, но формирует в себе лидерские качества, сталкиваясь с серьезными трудностями, испытаниями и не находя поддержки в ближайшем окружении. Тип человека, который делает себя сам. Развитая способность к самоанализу, воля, дисциплинированность, адекватная самооценка. Умеет терпеть и ждать, не жалеет себя, шаг за шагом продвигаясь к намеченной цели.
Часто, пережив в начале пути травму, такие люди потом с трудом выстраивают близкие, доверительные отношения и опасаются оказаться «беззащитными», рискнув впустить в свою жизнь другого человека.
Социальная роль. В юности это толковые стажеры: чуть ли не с улицы попадая в проект, они быстро становятся незаменимыми — соображают, не ноют, не срывают сроки. Быстро делают карьеру, покупают квартиру по ипотеке, воспитывают ребенка — независимо от того, насколько повезло с мужем. Становятся начальницами, и очень толковыми. Они никому ничем не обязаны, кроме себя, их профессиональное благополучие зиждется не на связях и симпатиях вышестоящего руководства, а на знаниях, опыте и личностном потенциале, поэтому и дела они ведут решительно, бескомпромиссно.
С чем бы пришла к психотерапевту. Усталость, одиночество даже в том случае, если есть муж. Невозможность быть слабой, кому-то довериться. Потребность в сильных мужчинах — и неспособность строить с ними отношения. Необходимость все время что-то доказывать, вечная гонка на работе. Возможен экзистенциальный вопрос: «Все, что планировалось, достигнуто. Что дальше? Зачем все это?»
Фильм. «Д’Артаньян и три мушкетера»
Героиня. Миледи
Актриса. Маргарита Терехова
Цитата. «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам — отомстит Всевышний вам!»
Психологический портрет. Интриганка, постоянно ввязывается в авантюры, не мыслит свою жизнь без рискованной игры. Ей нравится ходить по краю — в реальной жизни женщина такого типа часто оказывается в опасных ситуациях и пускается во все тяжкие: может и наркотики попробовать, и с первым встречным финансовую пирамиду придумать, и отправиться в другую страну без паспорта и в багажнике. Адреналин — ее кредо. В отсутствие риска и азарта ею овладевают скука иди даже тревога, она искренне не понимает, чем себя занять.
Социальная роль. Такие женщины нередко обладают незаурядными талантами и становятся успешными предпринимателями, авторами нестандартных решений и проектов. Им не откажешь в интуиции — хорошо, если она подкрепляется интеллектом. В противном случае это потенциально зависимый тип, который авантюрный склад натуры может привести в наркологическую клинику или за решетку.
С чем бы пришла к психотерапевту. Если сама, то с жалобой на скуку, не исключающую, впрочем, понимание невозможности бесконечно повышать градус приключений. В случае же утраты контроля над собой и несрабатывающих предохранителей дама попадает к психотерапевту по направлению нарколога или психиатра. Проблема в том, что такого простора для деятельности, какой требуется условной миледи, в нашей жизни нет. По крайней мере у большинства. Да и таких покровителей, как кардинал Ришелье, немного.
Фото: East News; Russian Look; РИА Новости; East News (2); Russian Look; В. Алисов/РИА Новости; РИА Новости (2); East News
(с) Светлана Скарлош, при участии Арины Галицыной, «Русский репортер» №28-31 (359) 24 июл 2014, 00:00
(картинки перепутаны, но так в оригинале)
Герои фильмов — это мы. Режиссеры и сценаристы ищут вдохновения в реальных людях, отражая типажи порой гипертрофированно, но тем самым более точно. В жизни все то же самое: характер задает жизненный сценарий. Вместе с гештальт-психологом Натальей Кедровой мы попытались проанализировать общеизвестных героинь советского кино и обнаружить в них типовые черты и запросы современных женщин
01. Селфи-блондинка
Фильм. «Иван Васильевич меняет профессию»
Героиня. Блондинка, подружка режиссера Якина
Бесконечное количество селфи на нужном фоне с нужными людьми — для тех, кто будет оценивать. Ей обязательно нужно быть на виду, и если внимание обращают на кого-то другого, она впадает в панику. Это страдающий, ненасытный психотип, который никогда не может удовлетвориться количеством «лайков». Девиз — всегда быть в тренде.
No comments:
Post a Comment