2014-05-03 01:22:00
Оригинал взят у eho_2013 в Елена Самокиш-Судковская и Николай Самокиш
Оригинал взят у eho_2013 в Елена Самокиш-Судковская и Николай Самокиш
В Интернете не сложно найти информацию об этой замечательной художнице, но везде размещены одни и те же сухие факты, и даже одни и те же фразы. Дословно: "Очень известны ее иллюстрации к сказке "Конек-Горбунок", и это повторяют все подряд (только Википедия указывает, что они известны "широко"). Да, ее иллюстрации известны, но разве, зная это, мы лучше поймем душу этой удивительной женщины? А ведь ее судьба - пример того разлома, который прошел в годы революции и Гражданской войны по взглядам близких людей, по жизням, по семьям...
Елена Петровна Самокиш-Судковская, урожденная Бенард. Фотография не очень удачная, но портрет Елены Петровны разыскать намного сложнее, чем ее работы
Еще будучи воспитанницей института благородных девиц, Елена Бенард проявила большой талант в рисовании. Выпорхнув на волю, недавняя институтка, дочь военного, отправилась учиться живописи в Гельсингфорс (Хельсинки). Там работала школа живописи, в которую принимали девушек. Вскоре Елена так усовершенствовала свое мастерство, что сам Верещагин согласился давать ей частные уроки, видя в девушке большую художницу. В 1883 году двадцатилетняя Елена вышла замуж за Руфина Судковского, признанного мастера пейзажа. За год до свадьбы Судковский, сын провинциального священника, стал академиком Российской академии художеств. Его работы пользовались огромным успехом у знатоков и ценителей, сам Третьяков покупал их для своей галереи. Но при этом художника постоянно изводили завистью и интригами, обвиняли чуть ли не в плагиате (причем не у кого-нибудь, а у Куинджи, хотя главным недоброжелателем Судковского был... Айвазовский). За Судковского вступились журналисты, утверждавшие, что художник не просто самобытен, но и превосходит Куинджи по мастерству! Художественная общественность разделилась на два лагеря, однако сам Судковский не принял личного участия в скандале.
Р.Г. Судковский. Очаковский берег
После свадьбы прошло всего два года, когда Судковский отправился в Киев для организации своей выставки и... заразился в поездке сыпным тифом. Тяжело больной, он добрался до родного Очакова, слег и больше уже не вставал. Подорванный стрессом организм не мог сопротивляться болезни. Не прошло и двух недель, как художника не стало. Ему не исполнилось и тридцати пяти лет.
Елена тяжело переживала смерть любимого мужа. На могиле Судковского она установила памятник по собственному эскизу - черный мраморный постамент, на нем бюст художника, бронзовые кисти и палитра. Это надгробие сохранилось в Очакове и поныне.
Е. Самокиш-Судковская. Почтовая открытка
Чтобы справиться с горем, Елена уехала в Париж, Мекку художников конца девятнадцатого столетия, и поступила в частную художественную академию Бастьен-Лепажа.
В том же 1885 году в Париж приехал молодой украинский художник Николай Самокиш. У него была бойкая кисть, и особенно ему удавались сцены из военной жизни. И обязательно, чтобы на полотне были верховые кавалеристы - Самокиш любил лошадей и писал их вдохновенно. В Париже он совершенствовал свое мастерство под руководством знаменитого французского баталиста Детайля.
Конечно, художники-выходцы из Российской империи сбились в столице Франции в единое землячество, много общались, подпитываясь друг у друга творческой энергией. Молодая вдова Елена Судковская обратила на себя внимание Самокиша. Искусство, блистательный Париж, богемная жизнь, общие взгляды на творчество... В 1888 году Самокиш отправился на Кавказ, собирать материал для заказанных ему картин, и эта разлука все расставила по местам. Елена и Николай поняли, что не могут друг без друга, и в 1889 году поженились. Фамилию первого мужа Елена сохранила, став Самокиш-Судковской. Одновременно у Николая Самокиша наметился блестящий поворот в карьере - он перестал быть вольным художником, поступив в военное ведомство в качестве штатного живописца. Этому предшествовало знакомство с наследником престола цесаревичем Николаем, которому Самокиша представил президент Академии художеств, великий князь Владимир Александрович.
Теперь Самокиш был завален заказами на батальные полотна, украшавшие полковые собрания, кабинеты военных начальников, штабы... Все мужчины из рода Романовых были офицерами и творения художника приходились им по сердцу.
Н.С. Самокиш. Портрет великого князя Николая Николаевича
Елена тоже нашла себя в творчестве - оформление журналов, рекламные плакаты, книжные иллюстрации. Вполне подходящее дело для дам. Самокиш одобрял работу супруги, помогал по мере сил, а кое-какие заказы они даже выполняли вместе, например, иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя или стенные панно на роскошном Царскосельском (Витебском) вокзале. Елена становилась все более и более популярной художницей, к удивлению мужа.
Работа Елены Самокиш-Судковской
В 1896 году чета художников была приглашена для работы на коронации Николая II. И вот тут Самокиш впервые почувствовал, что жена добилась большего признания, чем он. Помимо других художественных заданий ей было поручено вести изо-репортаж о том, как в Успенском соборе шло венчание на царство молодого императора и императрицы - фотосъемка в святом месте считалась грехом. А Самокиш изображал лишь каких-нибудь герольдов да обложки меню парадных императорских обедов.
Елена Самокиш-Судковская. Из Коронационного сборника императора Николая II
В дни коронации Елена работала как одержимая. Сотни зарисовок позже превращались в законченные рисунки: венценосная чета, торжественные события, родственники молодого императора, празднества, нарядно украшенная Москва...
Елена Самокиш-Судковская. Вдовствующая императрица Мария Федоровна
Работы Самокиш-Судковской легли в основу памятного Коронационного сборника, изданного после торжеств. Ее муж, и такие известные художники, как Лансере, Репин, Маковский выполнили лишь единичные иллюстрации, а Елена Петровна - десятки.
Рисунок Николая Самокиш-Судковского на обложке Коронационного сборника
Елена Самокиш-Судковская. Императорские регалии
За работу на коронационных торжествах Елена получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Николай Самокиш наград удостоен не был.
Медаль в честь Коронации императора Николая II.
Торжества завершились. Елена Самокиш-Судковская продолжала заниматься различными "пустячками". А Николай Самокиш - серьезным делом. Но его критиковали за однотипность работ, излишнюю любовь к лошадям, "затмевавших" на полотнах людей, подсмеивались. А работы Елены считались эталоном современного оформительского мастерства (и даже самые недоброжелательные люди обвинить ее могли лишь в излишней "красивости").
.
Работа Е. Самокиш-Судковской
Работа Н. Самокиша
Когда началась Русско-японская война, Самокиш отправился к местам боевых действий, чтобы делать зарисовки, прославляющие героизм русской армии.
Его рисунки пользовались интересом - обществу хотелось знать, что же происходит там, на сопках Маньчжурии. А Елена Петровна все больше сближалась с царской семьей. И Александра Федоровна, и дети подружились с ней, часто заказывали свои портреты и охотно позировали, ведя при этом долгие задушевные разговоры. Цесаревич Алексей, родившийся в 1904 году, страдал тяжелой наследственной болезнью, и в царские детские допускали только самых близких и проверенных людей. Таких, кто не будет судачить о горе царственных родителей. Елена Петровна доверие императрицы вполне оправдала.
Готовить иллюстрации к "Евгению Онегину" Самокиш жене уже не помогал, но она прекрасно справилась сама. Подарочное издание Пушкина стало главной книжной сенсацией 1911 года.
Е. Самокиш-Судковская. Сцена объяснения Онегина и Татьяны
Самокиш наверстал свое в 1912 году, подготовив серию работ, посвященных столетию войны 1812 года. Успех позволил ему стать действительным членом Академии художеств, профессором и преподавателем батальной живописи.
Н. Самокиш. Подвиг солдат генерала Раевского...
А Елена Петровна, как член дамского благотворительного комитета, готовила открытки и картинки для продаж в пользу нуждающихся и собирала для своих подопечных большие деньги.
Работа Е. Самокиш-Судковской из серии "На водах"
С началом Первой мировой войны многих охватил патриотический порыв. Чета художников не стала исключением.
Военный плакат Е. Самокиш-Судковской
Николай Самокиш снова отправился на фронт с группой художников и в тяжелейших условиях работал, работал, работал... На фронте им было выполнено около 400 рисунков и картин, которые публиковались в альбомах "Великая война в образах и картинах".
Николай Самокиш с учениками отправляется на фронт
Но война - дело тяжелое, и художник вернулся с нее опустошенным, уставшим от крови и жестокости, разочарованным и "разагитированным"... С этого момента некая "отдаленность", уже давно наметившаяся между супругами, превратилась в полный раскол. Елена Петровна не могла простить большевикам ужасов революции и Гражданской войны, и прежде всего смерть семьи императора, детей, которых она так хорошо знала и так любила. Покинув родину, она отправилась в эмиграцию.
А Николай Самокиш с восторгом принял перемены, натянул буденовку и стал лидером АХРР (Ассоциация художников революционной России). Теперь на его полотнах появились тачанки, красноармейцы, лихие красные конники, рубящие "беляков"...
Елена Петровна умерла в эмиграции в 1924 году, в одиночестве и бедности. Даже точное место ее смерти не известно - по одним данным это Выборг (в то время Финляндия), по другим Париж.
А Николай Самокиш, заслуженный деятель искусств, орденоносец, лауреат Сталинской премии (за картину "Переход Красной армии через Сиваш") благополучно дожил до войны 1941 года. Когда немцы оккупировали Симферополь, где художник тогда жил, Самокиш остался на захваченной территории. Источников дохода у него больше не было, и он вынужден был продавать свои картины. А единственными покупателями оказались немецкие и румынские офицеры. Местным населением это было воспринято как предательство. Ему тут же припомнили и портреты особ из императорского дома, и службу в царской армии. С возвращением Красной армии арест становился неизбежным, но от этого художника "спасла" смерть. Николай Самокиш скончался в 1944 году, пережив свою супругу на двадцать лет.
Иллюстрации с меткой МГХ с сайта "Масловка - городок художников": izofond@yahoo.com
Елена Петровна Самокиш-Судковская, урожденная Бенард. Фотография не очень удачная, но портрет Елены Петровны разыскать намного сложнее, чем ее работы
Еще будучи воспитанницей института благородных девиц, Елена Бенард проявила большой талант в рисовании. Выпорхнув на волю, недавняя институтка, дочь военного, отправилась учиться живописи в Гельсингфорс (Хельсинки). Там работала школа живописи, в которую принимали девушек. Вскоре Елена так усовершенствовала свое мастерство, что сам Верещагин согласился давать ей частные уроки, видя в девушке большую художницу. В 1883 году двадцатилетняя Елена вышла замуж за Руфина Судковского, признанного мастера пейзажа. За год до свадьбы Судковский, сын провинциального священника, стал академиком Российской академии художеств. Его работы пользовались огромным успехом у знатоков и ценителей, сам Третьяков покупал их для своей галереи. Но при этом художника постоянно изводили завистью и интригами, обвиняли чуть ли не в плагиате (причем не у кого-нибудь, а у Куинджи, хотя главным недоброжелателем Судковского был... Айвазовский). За Судковского вступились журналисты, утверждавшие, что художник не просто самобытен, но и превосходит Куинджи по мастерству! Художественная общественность разделилась на два лагеря, однако сам Судковский не принял личного участия в скандале.
Р.Г. Судковский. Очаковский берег
После свадьбы прошло всего два года, когда Судковский отправился в Киев для организации своей выставки и... заразился в поездке сыпным тифом. Тяжело больной, он добрался до родного Очакова, слег и больше уже не вставал. Подорванный стрессом организм не мог сопротивляться болезни. Не прошло и двух недель, как художника не стало. Ему не исполнилось и тридцати пяти лет.
Елена тяжело переживала смерть любимого мужа. На могиле Судковского она установила памятник по собственному эскизу - черный мраморный постамент, на нем бюст художника, бронзовые кисти и палитра. Это надгробие сохранилось в Очакове и поныне.
Е. Самокиш-Судковская. Почтовая открытка
Чтобы справиться с горем, Елена уехала в Париж, Мекку художников конца девятнадцатого столетия, и поступила в частную художественную академию Бастьен-Лепажа.
В том же 1885 году в Париж приехал молодой украинский художник Николай Самокиш. У него была бойкая кисть, и особенно ему удавались сцены из военной жизни. И обязательно, чтобы на полотне были верховые кавалеристы - Самокиш любил лошадей и писал их вдохновенно. В Париже он совершенствовал свое мастерство под руководством знаменитого французского баталиста Детайля.
Конечно, художники-выходцы из Российской империи сбились в столице Франции в единое землячество, много общались, подпитываясь друг у друга творческой энергией. Молодая вдова Елена Судковская обратила на себя внимание Самокиша. Искусство, блистательный Париж, богемная жизнь, общие взгляды на творчество... В 1888 году Самокиш отправился на Кавказ, собирать материал для заказанных ему картин, и эта разлука все расставила по местам. Елена и Николай поняли, что не могут друг без друга, и в 1889 году поженились. Фамилию первого мужа Елена сохранила, став Самокиш-Судковской. Одновременно у Николая Самокиша наметился блестящий поворот в карьере - он перестал быть вольным художником, поступив в военное ведомство в качестве штатного живописца. Этому предшествовало знакомство с наследником престола цесаревичем Николаем, которому Самокиша представил президент Академии художеств, великий князь Владимир Александрович.
Теперь Самокиш был завален заказами на батальные полотна, украшавшие полковые собрания, кабинеты военных начальников, штабы... Все мужчины из рода Романовых были офицерами и творения художника приходились им по сердцу.
Н.С. Самокиш. Портрет великого князя Николая Николаевича
Елена тоже нашла себя в творчестве - оформление журналов, рекламные плакаты, книжные иллюстрации. Вполне подходящее дело для дам. Самокиш одобрял работу супруги, помогал по мере сил, а кое-какие заказы они даже выполняли вместе, например, иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя или стенные панно на роскошном Царскосельском (Витебском) вокзале. Елена становилась все более и более популярной художницей, к удивлению мужа.
Работа Елены Самокиш-Судковской
В 1896 году чета художников была приглашена для работы на коронации Николая II. И вот тут Самокиш впервые почувствовал, что жена добилась большего признания, чем он. Помимо других художественных заданий ей было поручено вести изо-репортаж о том, как в Успенском соборе шло венчание на царство молодого императора и императрицы - фотосъемка в святом месте считалась грехом. А Самокиш изображал лишь каких-нибудь герольдов да обложки меню парадных императорских обедов.
Елена Самокиш-Судковская. Из Коронационного сборника императора Николая II
В дни коронации Елена работала как одержимая. Сотни зарисовок позже превращались в законченные рисунки: венценосная чета, торжественные события, родственники молодого императора, празднества, нарядно украшенная Москва...
Елена Самокиш-Судковская. Вдовствующая императрица Мария Федоровна
Работы Самокиш-Судковской легли в основу памятного Коронационного сборника, изданного после торжеств. Ее муж, и такие известные художники, как Лансере, Репин, Маковский выполнили лишь единичные иллюстрации, а Елена Петровна - десятки.
Рисунок Николая Самокиш-Судковского на обложке Коронационного сборника
Елена Самокиш-Судковская. Императорские регалии
За работу на коронационных торжествах Елена получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Николай Самокиш наград удостоен не был.
Медаль в честь Коронации императора Николая II.
Торжества завершились. Елена Самокиш-Судковская продолжала заниматься различными "пустячками". А Николай Самокиш - серьезным делом. Но его критиковали за однотипность работ, излишнюю любовь к лошадям, "затмевавших" на полотнах людей, подсмеивались. А работы Елены считались эталоном современного оформительского мастерства (и даже самые недоброжелательные люди обвинить ее могли лишь в излишней "красивости").
.
Работа Е. Самокиш-Судковской
Работа Н. Самокиша
Когда началась Русско-японская война, Самокиш отправился к местам боевых действий, чтобы делать зарисовки, прославляющие героизм русской армии.
Его рисунки пользовались интересом - обществу хотелось знать, что же происходит там, на сопках Маньчжурии. А Елена Петровна все больше сближалась с царской семьей. И Александра Федоровна, и дети подружились с ней, часто заказывали свои портреты и охотно позировали, ведя при этом долгие задушевные разговоры. Цесаревич Алексей, родившийся в 1904 году, страдал тяжелой наследственной болезнью, и в царские детские допускали только самых близких и проверенных людей. Таких, кто не будет судачить о горе царственных родителей. Елена Петровна доверие императрицы вполне оправдала.
Готовить иллюстрации к "Евгению Онегину" Самокиш жене уже не помогал, но она прекрасно справилась сама. Подарочное издание Пушкина стало главной книжной сенсацией 1911 года.
Е. Самокиш-Судковская. Сцена объяснения Онегина и Татьяны
Самокиш наверстал свое в 1912 году, подготовив серию работ, посвященных столетию войны 1812 года. Успех позволил ему стать действительным членом Академии художеств, профессором и преподавателем батальной живописи.
Н. Самокиш. Подвиг солдат генерала Раевского...
А Елена Петровна, как член дамского благотворительного комитета, готовила открытки и картинки для продаж в пользу нуждающихся и собирала для своих подопечных большие деньги.
Работа Е. Самокиш-Судковской из серии "На водах"
С началом Первой мировой войны многих охватил патриотический порыв. Чета художников не стала исключением.
Военный плакат Е. Самокиш-Судковской
Николай Самокиш снова отправился на фронт с группой художников и в тяжелейших условиях работал, работал, работал... На фронте им было выполнено около 400 рисунков и картин, которые публиковались в альбомах "Великая война в образах и картинах".
Николай Самокиш с учениками отправляется на фронт
Но война - дело тяжелое, и художник вернулся с нее опустошенным, уставшим от крови и жестокости, разочарованным и "разагитированным"... С этого момента некая "отдаленность", уже давно наметившаяся между супругами, превратилась в полный раскол. Елена Петровна не могла простить большевикам ужасов революции и Гражданской войны, и прежде всего смерть семьи императора, детей, которых она так хорошо знала и так любила. Покинув родину, она отправилась в эмиграцию.
А Николай Самокиш с восторгом принял перемены, натянул буденовку и стал лидером АХРР (Ассоциация художников революционной России). Теперь на его полотнах появились тачанки, красноармейцы, лихие красные конники, рубящие "беляков"...
Елена Петровна умерла в эмиграции в 1924 году, в одиночестве и бедности. Даже точное место ее смерти не известно - по одним данным это Выборг (в то время Финляндия), по другим Париж.
А Николай Самокиш, заслуженный деятель искусств, орденоносец, лауреат Сталинской премии (за картину "Переход Красной армии через Сиваш") благополучно дожил до войны 1941 года. Когда немцы оккупировали Симферополь, где художник тогда жил, Самокиш остался на захваченной территории. Источников дохода у него больше не было, и он вынужден был продавать свои картины. А единственными покупателями оказались немецкие и румынские офицеры. Местным населением это было воспринято как предательство. Ему тут же припомнили и портреты особ из императорского дома, и службу в царской армии. С возвращением Красной армии арест становился неизбежным, но от этого художника "спасла" смерть. Николай Самокиш скончался в 1944 году, пережив свою супругу на двадцать лет.
Иллюстрации с меткой МГХ с сайта "Масловка - городок художников": izofond@yahoo.com
No comments:
Post a Comment