Friday, April 7, 2017

"Надо же как-то жить эту жизнь"

2012-12-17 23:51:00
Оригинал взят у m_d_n в "Первая любовь, первый заработок, первые похороны"
"Надо же как-то жить эту жизнь"
© Бермант-Полякова О.В., 2012

Люди бывают взрослыми, рослыми, подрощенными и бессловесными.

Бессловесные
не знают себя, не имеют имён для своих желаний, чувств, мыслей, поступков и названия для последствий самостоятельности и самодеятельности, поскольку не ведут речи,
не знают отличия собственного от общественного,
не знают того, что «между» людьми заполняют привязанности, созидание, разрушение и деньги,
не знают, что время жизни ограничено, и люди помнят историю жизни.
Подрощенные
знают слова, знают свои желания, чувства, мысли, поступки,
не знают последствий и не имеют названия для тропы в жизни, на которую ступили, и куда она приведёт,
знают отличие собственного от общественного,
знают, к кому привязаны крепко, а к кому постольку-поскольку,
знают как созидать и как разрушать то, что было создано в пространстве «между» двумя людьми,
знают про деньги и не знают как их делать,
не знают, что время жизни ограничено и что память о былом хранится в историях.
Рослые
знают слова, знают свои желания, чувства, мысли, поступки и последствия самостоятельности и сам род деятельности – куда приводит та или иная тропа в жизни,
знают, к кому и к чему каким образом привязаны,
как созидать и как разрушать то, что было создано в пространстве «между» двумя людьми и межу собой и занятием, которое нравится, но денег не приносит,
знают, как делают деньги,
знают, что время жизни ограничено и как память о том, что было «между» людьми, хранит историю.
Взрослые знают всё.
Знают слова и знают свои желания, чувства, мысли, поступки, последствия. Знают, какой и почему выбрали в жизни путь. Знают, насколько, как и к кому и к чему привязаны. Знают, как созидать и разрушать то, что было создано в пространстве «между» двумя людьми (будь то родители, домочадцы, друзья, любимые, дети), между собой и занятием, которое нравится, но денег не приносит, между собой и занятием, которое питает и наполняет кошель золотыми, между собой и родной стороной, между собой-переживающим и собой-наблюдающим –себя. Знают, как делают деньги. Знают, что жизнь конечна и что у всего сущего есть своя история.
Многознание – тяжёлая ноша, поэтому взрослые умеют облегчать её с помощью отрицания, - неведения или недогадливости о чём-то из вышеупомянутого. Люди отрицают знание о самом себе, знание о деньгах либо знание о времени, ибо незнание у людей – сила.
Как только человек испытывает первую любовь или первую невзаимность чувства, он обретает способность незнания о своих переживаниях. Как только получает на руки первые заработанные деньги, он обретает способность незнания о своём богатстве. Как только первый раз хоронит кого-то, кого лично знал, он обретает способность незнания о том, что в жизни нет иного смысла, кроме того, что ты сам себе придумываешь.
Взрослые люди благодаря способностям незнания охотно отрицают часть очевидного и живут эту жизнь, называя её прекрасной. Неспособные к незнанию затрудняются жить свою жизнь дальше. Способным к незнанию, которые выбирают жить без предохранительного отрицания, приходится проходить через трудный выбор: пророчествовать, юродствовать или идти одной дорогой с теми, кому незнание про разлюбить, истратить и захоронить помогает жить дальше.


Оригинал взят у m_d_n в "Четыре времени жизни"
"Надо же как-то жить эту жизнь"
© Бермант-Полякова О.В., 2012

В психологии общепризнано, что процесс развития интеллекта состоит из трёх больших периодов, которые, согласно Пиаже, называются сенсомоторным интеллектом (от ноля до двух лет), интеллектом конкретных операций (от двух до двенадцати) и интеллектом формальных операций (после двенадцати лет).

Сенсомоторный интеллект, как систему действий «здесь и сейчас», можно поставить в аналогию визуальномедийному человеку и экстратенсивному типу переживания по Роршаху. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие, через которое мышление развивается к системе действий, которые выполняют в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные, можно поставить в аналогию устному человеку и типу переживания, который в Интегративной системе интерпретации Роршах-теста называется «высокое значение показателя Лямбда». Формальное мышление, опирающееся на логику, комбинаторику, абстрактные понятия и символическую запись, можно поставить в аналогию письменному человеку и типу переживания, который по Роршаху называется интраверсивным. В своей «Психодиагностике» Роршах описывал ещё и амбитендентный тип, в котором поровну ответов по цвету и по движению, - то есть двойственный визуальномедийный с письменным, тип переживания, и обращал внимание на то, что социальная адаптация у таких людей идёт негладко.
Словами эссе, если попристальней вглядеться в процесс, как человек становится толмачом, то от ноля до двух лет люди учат визуальномедийный, от двух до двенадцати устный, а после двенадцати осваивают письменный – чтобы в итоге знать все три и уметь поладить с любым человеком.
Взрослые отличаются от невзрослых не только знанием всех трёх языков, а главным образом тем, что сами могут позаботиться о себе. Самостоятельность в буквальном смысле слова, как умение стоять на своих ногах, - это достижение бессловесного ребёнка. Самодеятельность, умение самому придумать себе занятие, - это достижение подрощенного ребёнка. Самоопределение, умение найти свою тропу в жизни и идти по ней, - это достижение рослого ребёнка. У взрослого они оформляются в самодостаточность, - умение жить, физически, экономически, интеллектуально, социально, - без поддержки семьи и школы, без внешних подпорок и рамок, по своему разумению и укладу, то есть быть на полном самообеспечении.
По-настоящему взрослым человека делает достойно оплачиваемая работа. Его собственный мир приобретает зримые и осязаемые очертания, - на свои, заработанные, он обрастает бытом и становится собственником.
Идеи взаимовыручки и взаимопомощи преобразуются у взрослых в трудовую кооперацию, идеи заботы и поддержки преобразуются в практику налогообложения, идеи порядка, правил преобразуются в законотворчество, идеи обязательности и точности – в институты арбитража и судебных исполнителей. Социализированный школьник осведомлён о правах, а социализированный взрослый реализует свои права: работать, избирать и быть избранным, владеть и распоряжаться имуществом, вступать в брак, решать споры в судебном порядке, и многое другое. Это называется «гражданской зрелостью». До гражданской зрелости нужно дожить.
Первое десятилетие жизни можно сравнить с зимовьем крестьянской семьи, - сидят дома, живут трудами предыдущего лета. Это от ноля до десяти-двадцати лет, когда высшие психические функции дозревают и начинают действовать, обеспечивая социальное, эмоциональное и интеллектуальное функционирование. Зима жизни, когда ребёнок живёт на обеспечении родителей и предшествовавших ему поколений, заканчивается с появлением эндокринных изменений, - человек достигает половой зрелости. Изменяются объёмы тела, начинают действовать половые функции – это весна жизни. Она много обещает и мало кормит. С появлением гражданской зрелости наступает лето жизни. Лето в крестьянской семье – пора трудов и богатых урожаев. Осень жизни это время отдыха от трудов и время, когда появляется желание делиться избытком того, что имеешь. Возраст, когда человек может себе позволить уйти на покой, отойти от дел или сменить жизненную задачу «работать» на «подрабатывать», каждый определяет для себя сам. Простая и ясная задумка Отдела комбинаторики, которую поступило указание – усугубить.
Решили сделать так. Последовательность созревания высших психических функций записали, по аналогии с нотной записью, где звуки обозначают нотами, в виде аккордов влечений:
h+k-m+
e-hy+d-
s+d-m-
hy-p+
e+k+p-
h-s-
По задумке Отдела комбинаторики, аккорды проживаются сначала в отношениях ребёнка с родителями, потом в отношениях невзрослого со сверстниками, потом в отношениях взрослого со своими детьми, а затем, во время золотой осени жизни, часть аккордов начинает звучать всё глуше, смолкает, и наконец, остаётся один-единственный, порой болезненно заострённый, порой карикатурный, порой литературно- хрестоматийный, аккорд.
Сладко есть и вкусно спать любит «божий одуванчик» h+k-m+.
Наряжается щёголем или щеголихой, на старости лет, e-hy+d-.
Старуха, которая хочет быть владычицей морскою, из сказки про Золотую рыбку, s+d-m-.
Старая графиня, что ведёт игру с Германном из «Пиковой дамы», hy-p+.
Добрая ласковая бабушка, которая живёт по заведённому испокон веку распорядку, это e+k+p-.
Старик, который ловил неводом рыбу и однажды поймал Золотую рыбку, подчиняется и терпит h-s-.


Оригинал взят у m_d_n в "Невзрослые люди"
"Надо же как-то жить эту жизнь"
© Бермант-Полякова О.В., 2012

Дети бывают бессловесными, подрощенными и рослыми. У людей естественно быть бессловесным ребёнком, подрощенным дошкольником и рослым школьником, после школы бытие на бессловесном, подрощенном или рослом уровне именуется невзрослым.
От рождения и до десяти-двенадцати лет дозревают и начинают действовать высшие психические функции, обеспечивая эмоциональное, интеллектуальное, социальное бытие человека в мире.
В первые месяцы жизни бессловесный ребёнок прижимается к тёплой маме, успокаиваетс я в её объятиях, и ощущает себя через прикосновение поверхности кожи к поверхности кожи (h+). Он не просто неразлучен с мамой, составляя с ней тесный союз (m+), основное удовольствие его младенческой жизнедеятельности – быть сосущим, накормленным, а неудовольствие выражается кряхтением, плачем или криком, всё ртом (m+). Волевого усилия у него ещё нет (s0), этического выбора он не делает, что такое хорошо и что такое плохо, не разграничивает ( e0), скрывать от других и демонстрировать другим не способен, ибо не различает пока себя и других ( hy0), замыслов в уме и планов никаких не имеет ( p0), в него слабая оперативная память и устойчивость внимания ( k-), а долговременной памяти ещё нет ( d0). У пациентов психиатра и нарколога глубокая регрессия невзрослых так и выглядит, как сиюминутное бездумное желание объятий, тепла и оральных удовольствий, но о нарушениях позже, в этом месяце мы говорим о нормативном развитии.
В первые год-два жизни в дополнение к аккорду h+k-m+ оформляется аккорд e-hy+d+, и на взгляд стороннего наблюдателя, выглядит это так: развивается моторика, ребёнок учится держать голову, фокусировать взор, переворачиваться и ползать самостоятельно, усаживаться, вставать, ходить, карабкаться , и ощущает себя через суставно-мышечное чувство. Любой человек с закрытыми глазами знает ответ на вопрос, сидит он, лежит или стоит, благодаря этому чувству, оно называется ещё проприорецепцией. Ребёнок не просто удерживает равновесие, он может схватить рукой то, что увидел, и может словами дать команду другому человеку, «дай!». Им движет стремление достичь того, что видят глаза (уберите игрушку на шкаф, и ребёнок не станет её требовать, потому что не видит, выставьте вещь на витрине магазина, и невзрослый сиюминутно и бездумно её купит), он любопытен и жаждет нового. Новое ему необходимо, потому что память ещё не умеет хранить образы, оттого и извлекать удовольствие из дум о былом пока не получается.
Он хочет быть увиденным мамой в лучшие моменты своей жизни и разделить с ней торжество, хочет слышать, что он «ненаглядный мой» и желанный для любящих своё дитя глаз, и речь ему нужна для того, чтобы привлечь внимание словами «Мама, посмотри!», а не для размышлений.
Он вырывается из объятий, чтобы ощущить самого себя изнутри, поддерживая союз с мамой в обмене взглядов, на расстоянии, и бежит к маме, чтобы прильнуть к ней, прижаться к ней щекой, - раньше говорили, прячет лицо в маминой юбке и цепляется за бабью юбку, - чтобы восстановить тот, самый первый союз, тёплый объятий, но уже не по маминой (s0m+), а по собственной воле (s+m+).
Подрощенный ребёнок имеет речь, а кроме неё своеволие, упрямство (s+) и желание автономии (m-). Он говорит о себе в первом лице «Я», он хочет быть единоличным обладателем, а потому впервые в жизни утаивает от мамы то, что знает, и хранит свой секрет внутри себя (d-) и помнит, о чём не стал говорить старшим. Ко второму-третьему году жизни у большинства людей относятся первые воспоминания. Подрощенный ребёнок знает различие между собственным и чужим, он научается скрывать и показывать (hy+-), усложнение внутреннего мира даёт пищу его уму и воображению (p+). Его досуги занимает сначала предметная, потом ролевая игра, от которой полшага до обмена ролями и понятия о другом и о «между» собой и другим (или же застревание в полушаге от обмена ролями, если партнёром по играм был не похожий на ребёнка другой ребёнок, а непохожий на него компьютерный экран).
В православной культуре дети идут на исповедь с семи лет, то есть к возрасту первого класса социальная норма ребёнком усвоена: что такое хорошо и что такое плохо, как можно, а как нельзя, он затвердил (или же родители вместо назидательных и понятных детскому уму историй про то, как надо поступать согласно социальным нормам, зачитывали ребёнку стёбные и ироничные тексты , или ждали, что ребёнок «сам поймёт» без объяснений старших, или поступали с ребёнком так, как с людьми поступать нельзя – и он вышел в школьную жизнь с поломанными настройками на допустимое и недопустимое в отношениях людей). Первоклассник уже знает правила социальной игры (е+), из семьи почерпнул идеи взаимовыручки и взаимопомощи, заботы и поддержки, в дошкольном учреждении приобрёл привычку к режиму дня , в школе узнал о том, как расписание координирует планы многих людей, которые договариваются делать в назначенное время общее для всех дело (k+), и дополнил представления о порядке жизни и работы, общем для всех социализированных людей (k+-), знаниями о шаблонах решения задач, рассуждений и умений (p-).
Из подрощенного ребёнка он становится рослым, - тем, кто умеет договариваться с по-настоящему другими , непохожими на него, людьми, знает, кто, что, где, как, когда, почему, для чего и зачем делает в жизни вокруг него (или не умеет и не знает, потому что практику общения с людьми и социальный опыт ему заменила симуляция этого опыта в компьютерной игре).
В школе, пока не наступило совершеннолетие, рослые дети осваивают умение соподчинять цели, сдерживать импульсы (s-), терпеть отсрочку удовольствия, соотносить своё поведение с принятыми в обществе и выработанными для самого себя идеалами (h-) (несоответствие идеалам общественного Я называется «стыдно перед людьми», а несоответствие идеалам собственного Я называется «стыдно перед самим собой», никогда не стыдно тем, у кого h0), прочли канонические для своей культуры тексты и через мир книг расширили наглядно-конкретный мир до пределов понятий, которые нельзя узреть и осязать, а можно только помыслить или вообразить посредством описания знаками (буквами или символами). Это время юношеского максимализма, оторванности от реалий жизни, и юношеского идеализма.
В иудаизме в двенадцать лет у девочек, а в тринадцать у мальчиков наступает религиозное совершеннолетие, - то есть после этого возраста родители перестают быть соучастниками поступков ребёнка, из подрощенного он становится сразу взрослым. В большинстве государств двенадцатилетний ребёнок не работает, он учится дальше и является рослым ребёнком, то есть физически достигает размеров взрослого, а вот гражданских прав в объёме взрослого до совершеннолетия не имеет.

No comments: