Thursday, April 13, 2017

Новейшие исследования в современной зарубежной психологии - лекция О.Бермант-Поляковой

2015-04-07 11:19:00
Оригинал взят у m_d_n в Заядлые смартфонщики и многое другое
Публичная лекция для студентов психологического факультета Гуманитарного университета,
3 апреля 2015 года, Екатеринбург
© Бермант-Полякова О.В., 2015

Новейшие исследования в современной зарубежной психологии
Лекция сопровождается показом презентации ppt, цифра перед абзацем соответствует порядковому номеру слайда презентации. Продолжительность выступления 70 минут, вопросы к аудитории подчёркнуты, время на диалоги с аудиторией 20 минут.

Скачать презентацию полностью можно здесь https://yadi.sk/i/ygs_5PmSfp7Zg

Полный текст лекции под катом.


Добрый день, уважаемые коллеги!
3
Сегодня мы с вами поговорим о новейших исследованиях в современной зарубежной психологии, и сделаем это с четырёх разных точек зрения. В первой части мы посмотрим на них взглядом загруженных делами профи, которым по роду занятий необходимо постоянно читать профессиональную периодику. Во второй части обсудим отношения профессионального цеха и широкой общественности в век доказательной медицины и добровольного информированного согласия на медицинские и психологические вмешательства. В третьей узнаем о методологии свободного научного диалога, построенной по принципу "сначала публикуем, потом оцениваем". В четвёртой увидим, как наука становится частью массовой культуры и какое влияние медийная среда оказывает на психолога-исследователя.
4
Доказательная медицина в сфере психического здоровья
5
О журнале Evidence Based Mental Health мне уже приходилось рассказывать широкой аудитории. Доклад на пятых чтениях памяти А.Ф. Лазурского есть в сети, при желании его можно найти по ключевым словам "Бермант-Полякова" и посмотреть.
6
Сам журнал представляет собой тонкую брошюру, которая печатается четыре раза в году, вот на картинке журнал и чашка кофе. Придумали это издание 17 лет назад в Британском психологическом обществе, чтобы облегчить жизнь профессионалам. В современном мире более чем в 100 журналах по специальности публикуется около 50 тысяч научных статей ежегодно. Прочесть их все нереально, поэтому их читают эксперты, и выбирают в год 96 лучших исследований. Чтобы прочесть двадцать четыре небольшие статьи очередного ежеквартального номера, достаточно пары часов.
7
Читать надо, потому что иначе вы не в курсе новейших направлений научного поиска и стандартов современных исследований, и не движетесь вперёд в своём профессиональном развитии. На слайде – обложка последнего номера Evidence Based Mental Health. Обратите внимание, он датирован февраль 2015, том 18 и ниже в квадратном окошке "выпуск 1". Это значит, журнал издаётся 18-й год, все выпуски текущего 2015-го года будут иметь номер 18-й тома, а нумерация страниц будет сквозной, - несмотря на то, что физически брошюр в ваших руках будет четыре, февральская брошюра это выпуск номер 1 в текущем году.
8
Давайте полистаем 17-й том за прошлый, 2014 год, и узнаем немного больше о том, какие исследования кажутся экспертам наиболее качественными. Я обращаю ваше внимание на заголовок статьи, - она вся на страницу размером, страница 27. 17 это номер тома, doi это document identification number – в единой базе данных электронных научных документов статья имеет свой уникальный номер и он является ссылкой на нужную научную публикацию, так что вы в один клик можете найти нужную статью с помощью этого поисковика.
9
Искать её нужно здесь, так выглядит сайт. Редакция журнала, куда вы подаёте публикацию, в ответном письме сообщает вам, что они имеют электронную версию издания и ваша работа получит такой номер и будет проиндексирована в системе, которая называется КроссРеф.
8
Возвращаясь к статье. Поднимите руки, кто бегло читает по-английски, есть необходимость в том, чтобы зачитывать слайды, или вы успеваете сами увидеть?
Более 60% американских подростков переживали потенциально травматическое событие, и около 8% соответствуют диагнозу ПТСР. Данные по национальной выборке в 6483 подростка в возрасте от 13 до 17 лет.
Соответственно, когда кто-то из ваших коллег заявляет, что 90% людей травматики и переживали травматические события, вы знаете, что он, увы, опирается на фантазии, а не на статистику и новейшие научные данные.
Травма это эндогенное или экзогенное заболевание?
10
Любопытная статья про детей психически больных родителей. Родители шизофреники, с биполярным расстройством и большой депрессией, то есть с психиатрической патологией, которая является эндогенной. 32% детей в группе риска, то есть при неблагоприятных условиях тоже заболеют, 55% детей в группе риска, что будут психически неблагополучны.
Другими словами, даже если у тебя родители имеют официальный диагноз психиатрического заболевания, 2 случая из 3, что у тебя как ребёнка такого же диагноза не будет, и 50 на 50, что ты будешь иметь хоть какое-то психическое неблагополучие. Неадекватный родитель - это не приговор, научно установленный факт.
11
Милое исследование, где сравнивали 5 месяцев когнитивно-поведенческой психотерапии и 24 месяца психоаналитической терапии на группе пациенток, больных булимией. Опубликовано в 17-м томе на страницах 92-93. Разобрались уже в нумерации? В России государственный стандарт требует разделять точкой и тире разные рубрики классификатора, в англоязычном мире другой стандарт оформления библиографии, но в целом ничего сложного.
Что такое булимия, кто скажет?
Это первое рандомизированное контролируемое исследование больных булимией и первое сравнительное рандомизированное. Оно обнаружило, что нет никакой значимой разницы в результатах двух лечений.
Какое лечение дешевле обходится страховой медицинской компании, 5 месяцев работы когнитивно-поведенческого терапевта или 24 месяца работы психоаналитически ориентированного терапевта?
Кто знает, почему слово "рандомизированное" здесь ключевое?
12
Продолжая тему расстройств пищевого поведения, для пациенток с анорексией сравнили клиническую эффективность и экономическую стоимость госпитализации и дневного стационара. Как очевидно из заголовка статьи, они эквивалентны.
А значит, через пять-десять лет одна из форм исчезнет, как дублирующая и ненужная, это понятно.
13
Вот ещё одна работа, построенная на сравнении. Метод лечения был один и тот же, "терапия раскрытием" по Эдне Фоа. Пациентками были девочки-подростки в возрасте от 13 до 18 лет, жертвы сексуального посягательства. А вот терапевты были двух видов:
Волонтёры, кто работал под небольшой супервизией по методу терапии раскрытием, и
Обычные консультанты, которые давали поддерживающее консультирование.
Оба варианта помощи оказались результативными, и при повторном замере год спустя положительные результаты сохранялись. Но в группе пациенток, которые прошли терапию по Эдне Фоа, было на статистически значимом уровне меньше диагнозов ПТСР, ниже уровень депрессии и выше уровень функционирования.
14-15
Зачитать со слайда.
16
Доказательная психологическая практика
17
Это профессиональный стандарт, принятый Американской психологической ассоциацией десять лет назад, в 2005 году.
18
Его суть в соединении трёх областей: научного доказательного знания, клинической экспертизы и уникальности клиента, для эффективной психологической практики.
19
От психолога требуется опираться на лучшее научное доказательное знание, то есть на рандомизированные контролируемые исследования уровней А и В.
20
Знание о клиенте, которое психолог получает во время терапии или консультирования, складывается из умений выносить диагностические суждения, структурированно формулировать описание клиентского случая и психотерапевтические мишени, принимать клинически адекватные решения, проводить терапевтические интервенции и отслеживать прогресс клиента в терапии, поддерживать терапевтический альянс, осознавать себя как профессионала, в том числе свои собственные ограничения, будь то неосведомлённость, предубеждения или эмоциональная вовлечённость, критически осмыслять научно-исследовательские данные, понимать влияние индивидуальных, культурных, и ситуативных факторов на терапию, умения предложить альтернативное лечение, когда это необходимо, и повышения своего профессионального уровня на тренингах и курсах повышения квалификации.
21
Психологическая поддержка особенно эффективна, когда учитывает специфику проблем клиента, его сильные стороны, личность, социокультурный контекст и предпочтения. Уровень функционирования пациента, его готовность меняться, уровень доступной ему социальной поддержки, - всё это влияет на результат терапевтических усилий.
Проводя аналогию между американской и отечественной психологией, мы видим, что учёт особенностей клиента и уровень клинической экспертизы вполне достаточны, а вот опереться на научно-исследовательские работы уровней А и В отечественным психологам пока трудно, их просто нет.
22
Зачитать со слайда
23
В США для того, чтобы клиент мог принять решение самостоятельно и дать добровольное информированное согласие, правительство создало ресурс, где описаны научно доказанные методы психологической практики. Он так и называется, Национальный реестр. Давайте познакомимся с устройством этого ресурса поближе.
24
Допустим, вы придумали технику, которая работает и помогает людям как психологическая практика и хотите, чтобы материалы о ней разместили на правительственном сайте так, чтобы каждый гражданин страны имел достоверную и официальную информацию о ней. Вам нужно выполнить ряд требований. Во-первых, нужно провести хотя бы одно научное исследование, где будут статистически значимые результаты с вероятностью р меньше или равной .05. Это может быть экспериментальное или квази-экспериментальное исследование. Для экспериментального вы выбираете клиентов, которые уравнены по социо-демографическим характеристикам, делите их на две группы, тестируете их ДО исследования, потом с одной проводите свою технику, а с другой не проводите, они служат как контрольня группа, и тестируете их ПОСЛЕ исследования. Затем наугад берёте несколько случайных людей из первой группы и из второй, считаете средние и сравниваете, есть ли разница. Взятые наугад люди это и есть рандомальный, случайный выбор, а всё исследование так и называется – рандомизированное, уровень В в медицине.
Для квази-экспериментального вы делаете то же самое, только сравниваете всех подряд из первой группы со всеми подряд из второй группы. Это нерандомизированное исследование, уровень С в медицине.
Результаты своего хотя бы одного исследования со значимыми результатами вы должны опубликовать хотя бы в одном профессиональном журнале, где статьи перед публикацией читают независимые эксперты, обычно это два человека, кто видят анонимизированный текст и принимают к публикации или отклоняют, или в монографии в специализированном издательстве.
Вы должны подготовить материалы для практической работы так, чтобы их можно было выдать людям, кто захочет практиковать вашу технику, по первому требованию. Когда эти требования выполнены, вы подаёте свою технику на рассмотрение комиссии, она присваивает ей балл за Качество исследования и Готовность к распространению, а затем включает её в Национальный реестр, который доступен всем желающим онлайн.
25
В прошлом году в реестре было 325 практик, в этом 340, как видим, в среднем добавляется одна практика в месяц. Так что при регулярном чтении вы ничего нового не пропустите, а читать материалы можно в любое время, - на картинке израильская электричка и нетбук в вагоне, который так и назывется "тихий вагон", в него покупают билеты пассажиры, которые согласны во время поездки не говорить по телефону.
26
Искать можно по любым ключевым словам, так выглядит страница сайта. Find an Intervention переводится как "найти вмешательство". Разрабатывают их обычно университетские коллективы в сотрудничестве с учреждениями, на базе которых проводятся научные исследования. Давайте посмотрим, как выглядит описание психологической техники или психотерапевтического вмешательства, на примере одной практики.
27
Вот программа работы с детьми 2-7 лет, родители которых жалуются на плохое поведение отпрысков. Она называется Parent-Child Interaction Therapy и делает акцент на детско-родительских отношениях и улучшает их качество. Родителей учат заботиться о детях или делать это лучше, чем они делали это прежде, поощрять просоциальное поведение и не поощрять антисоциальное. В программе два направления работы, с ребёнком и с родителямя соответственно. Родители должны посетить одну установочную лекцию, где им расскажут об изучаемых навыках, и потом придти с ребёнком на несколько коучинговых сессий, где научатся применять эти навыки. Коучи учат родителей играть с детьми и общаться с ними посредством прямых, соответственных возрасту, указаний. На этапе отработки взаимодействия между родителем и ребёнком специалист наблюдает за происходящим из-за зеркала Геззела и может подсказать какие-то слова или действия родителю, того на ухе есть соответствующая гарнитура. Обычно требуется 15 часовых сессий в поликлинике. Программа была разработана для семей, где есть поведенческие нарушения у детей и к детям применялось физическое насилие, либо мать ребёнка во время беременности принимала наркотики, либо у детей есть задержки психического развития.
Обратите внимание, что зачитанное с сайта описание вмешательства дано языком, понятным человеку с любым уровнем образования, - ведь законодательная норма двадцать первого века про информированное согласие на вмешательство подразумевает, что человек полностью понимает, на что подписывается.
28
Дальше сайт рассказывает про Качество исследования и называет рейтинговую оценку, она составляет 3,2 по 4-балльной шкале.
Здесь же перечислены публикации в научных рецензируемых экспертами журналах, посвящённые доказательству эффективности вмешательства. Они публиковали результаты в Child and Family Behavior Therapy, Journal of Child Clinical Psychology, в Journal of Consulting and Clinical Psychology и в Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology.
Как вы помните, я перечисляла минимальные требования, что должна быть хотя бы одна публикация, в данном случае речь идёт о пяти оригинальных статьях, посвящённых программе, в разных журналах.
Здесь же размещено пояснение, как исследователи собирали данные. Все сессии были трёхчастно структурированы: деятельность с ребёнком, деятельность с родителем, подведение итогов. Взаимодействие ребёнка и родителя снимали на видео и потом кодировали поведение по заранее известной схеме: речевое поведение (команды, фразы, критика), голосовое поведение (смех, крики, пронзительный крик) и физическое поведение (будь то позитивные, например объятия, прикосновения, или негативные, например шлепки). Подсчитывалась частота по каждой категории и в итоговой части обсуждалось, как каждое действие родителя и ребёнка воспринималось партнёром по взаимодействию.
Помимо видеофиксации, применялся ещё опросник для родителей, где они рассказывали, как поддерживают дисциплину, он выявлял сверх-авторитарные стили родительства.
29
Дальше материалы Национального реестра рассказывают общественности о результатах научных исследований по программе. Для данной практики таких результатов было четыре, первый в сфере детско-родительских отношений (число негативных стилей родительства значимо уменьшалось после прохождения программы).
30
Второй результат относился к нарушениям поведения у детей. Спустя четыре месяца после прохождения программы родители сообщали о том, что поведение детей улучшилось и эффект сохраняется.
31
Третий результат относился к стрессу у родителей и их локусу контроля. Родители заполняли опросники на уровень стресса и локус контроля до исследования, после и спустя четыре месяца. Уровень стресса значимо снижался, а локус контроля смещался в сторону внутреннего, то есть родители принимали на себя ответственность.
32
Четвёртый результат касался рецидива физического посягательства. Эти данные давали исследователям социальные службы. Выборку родителей, которая получала только Parent-Child Interaction Therapy, сравнили с выборкой родителей, которые получали эту терапию плюс индивидуальную работу со специалистом, и с выборкой родителей, которые получали только беседы социального работника в формате группового занятия. Спустя 850 дней после проведения вмешательства, в группе родителей, кто прошёл программу, 19% родителей совершили рецидив физического посягательства и побили ребёнка, в группе тех, кто получал эту терапию плюс индивидуальную терапию, рецидив совершили 36%, а в группе тех, кто ходил на групы к соцработникам, рецидив совершили 49%. Различия статистически значимы.
Я оставлю вам эти данные "на подумать" о людях.
33
Другие разделы.
Стоимость материалов для программы её разработчики оценили в тысячу долларов, а работу в программе, то есть неделю тренинга и потом 100 часов консультаций в течение 12 месяцев, в 3-4 тысячи долларов на одного человека.
Американскую разработку продублировали в Австралии, раздел "Репликация" сообщает о результатах сравнительного исследования.
Контактная информация сообщает об именах и должностях разработчиков программы.
34
На начало 2015 года, в Национальном реестре подобным образом описаны 340 доказательных психологических практик.
Практический смысл размещения своей исследовательской работы там, - деньги. Страховая медицинская компания и социальные службы будут финансировать только программы, сертифицированные правительственной комиссией.
Де-факто исследование проведено на поднадзорных родителях, я напомню вам про 850 дней из исследования, - это 28 месяцев, больше двух лет. Многие другие исследования проведены на школьниках старших классов, - потому что реализацию программ будет финансировать штат, и доказательность психологической практики означает получение финансирования. Помимо прочего, это означает, что если вы участвуете в программе за государственный счёт, вы не можете выбирать специалиста, который будет с вами работать, его вам назначают в агентстве.
В Израиле социальные службы действуют по образцу американских, только психологический сервис оказывают не университетские поликлиники и агентства соцслужб, а частные психологические институты, где никакого контроля за лечением не осуществляется вообще. Национального реестра методик, проверенных на еврейском, арабском или бедуинском населении и доказанных как эффективные, в Израиле не существует.
В Российской Федерации практика широкого вмешательства социальных служб в ежедневную жизнь семьи, слава Богу, не привилась. Но иметь свой национальный реестр доказательных психологических практик было бы неплохо, согласитесь. Имидж нашего профессионального цеха от этого только выиграет.
35
Кстати, давайте "сверим часы". Посмотрите внимательно на слайд.
Что вы видите на этой картинке?
36
PLoS
Давайте поговорим о Public Library of Science, Публичной библиотеке научных трудов. За доступ к публикациям в научных журналах платит читатель. Так, годовая подписка на European Journal of Psychological Assessment стоит 430 долларов, или 320 евро, или 250 фунтов стерлингов. За 4 номера журнала на 68 страниц страниц, 40 статей в год. Покупать статьи в розницу читателю ещё дороже, плата за одну от 20 до 60 долларов. Члены ассоциации получают его по льготной цене, за 75 евро в год.
В 2006 году на рынке научных публикаций произошла революция, - за статьи стали платить не читатели, а авторы. И совершил эту революцию – PloS One.
37
Вы-автор платите журналу, он рецензирует вашу статью (причём, если в академических журналах статью читают в среднем 1,9 эксперта, то в PLoS в среднем 2,9 экспертов) и размещает онлайн в открытом доступе. В итоге число показов вашей статьи становится учитываемым. Раньше это была закрытая информация, каким тиражом выпускается журнал и сколько читателей реально увидели полный текст статьи.
38
Журнал индексируется во всех авторитетных научных базах данных. Но за доступ к базе данных ежегодно надо платить огромные деньги, - а полные тексты статей в PLoS доступны всем желающим в интернете бесплатно.
39
Более того, публикация в PLoS позволяет исключить "игры в песочнице", по типу "не ходи в наш журнал публиковаться, наша ассоциация не дружит с вашей ассоциацией". Таким образом, если у молодого учёного есть идеи, но нет связей, он может опубликовать свою работу в PLoS и вести с коллегами диалог, минуя редакционную коллегию академических журналов.
40
С 2006 года, когда стартовал онлайн проект открытого доступа к научным статьям, по 2013, то есть за семь лет, число публикаций увеличилось в 228 раз. Конкретные цифры за каждый год на слайде.
41
Поскольку журнал рецензируемый, статьи низкого качества PLoS отклоняет. Публикуется около 70% поданных статей.
42
Level C
Наука на наших глазах становится доступна широкому читателю и становится частью массовой культуры, со всеми плюсами и минусами данного пути.
43
Эрик Швитцгебель, профессор философии Калифорнийского университета, называет эту тенденцию "Забавно! Полезно! Твитабельно!"
Ирония профессора будет понятнее, если знать, что Твиттер – это социальная сеть, где обмениваются сообщениями длиной в 140 букв, "твит" по-английски что "чик-чирик", чириканье. В эпоху социальных сетей о науке чирикают между собой, а не читают полный текст статьи, утверждает профессор. Учитывая то, что в год публикуется 50,000 научных работ, как мы знаем из рассказа об Evidence Based Mental Health, возможно, не так уж и плохо, что о части их них успевают хотя бы прочирикать.
Давайте посмотрим на психологические статьи, которые привлекли внимание журналистов и о которых рассказали широкому читателю, это всё новейшие исследования 2014-2015 годов. Все они уровня С, то есть нерандомизированные, я уже говорила, что большая часть медицинских исследований сейчас уровня В, а психологические уровня В пока единичны, основная масса уровня С, в университетах самых разных стран одна и та же картина. Обращайте внимание на названия журналов, я не буду отдельно останавливаться на этом моменте.
44
Психологи пришли в детский сад, взяли 24 ребёнка, и провели с ними 6 занятий. Три занятия проводились в избыточно декорированной комнате, а три занятия – в обычной. Как вы думаете, где дети больше отвлекались от учёбы?
Верно, в богато декорированном классе детсадовцы отвлекались от урока 38,6% времени, а в обычном классе 28,4% времени.
45
Психологи пришли к студентам, всего было обследовано 660 человек, и протестировали их на когнитивный стиль, интуитивный или аналитический, а также на уровень умения читать и решать арифметические задачи. Потом собрали данные о том, сколько времени каждый студент проводит в смартфоне, "думая пальцами вместо головы". Для тех, то не в курсе, - навигация в смартфоне устроена интуитивно. Как вы думаете, студенты с каким когнитивным стилем проводили за листанием смартфона больше времени? 
Верно, студенты с интуитивным стилем были "heavy smartphone users", заядлыми сматрфонщиками, по аналогии с "heave smokers", заядлыми курильщиками.
46
Психологи получили грант на исследования и пришли к студентам, всего было обследовано 500 человек. Идея у исследователей была такая: чем выше интеллектуальный уровень человека, тем лучше он действует в многозадачной среде и легко переключается с одной задачи на другую. Студентам разрешили во время лекций пользоваться интернетом: читать новости, отправлять е-мейлы и размещать новые публикации у себя в Фейсбуке. Предполагалось, что если во время занятия студент слушает лекцию и одновременно смотрит что-то в интернете у себя в смартфоне или лэптопе, на экзаменах студенты с высоким уровнем интеллекта покажут одни результаты, а студенты с низким уровнем интеллекта покажут другие.
Исследователей ждал сюрприз, плохо сдали экзамены и те, и другие.
В израильских школах, кстати, пользование смартфоном на территории школы запрещено уставом школы.
47
Американские психологи в 2003 году провели исследование, которое показало: одно и то же тёплое и доброжелательное отношение женщины и мужчины воспринимают по-разному. She thinks friends, he thinks sex. Она интерпретирует это как дружбу между ними, а он как приглашение к сексу. Различия списали на несовершенство общественного устройства и недостаточное равенство между женщинами и мужчинами в американской культуре. Поэтому его реплику, - точную копию по той же схеме, - десять лет спустя провели в Норвегии, где давно существуют традиции гендерного равенства. Результаты статьи, опубликованной в 2014 году, на слайде.
Опросили 308 участников обоих полов в возрасте от 18 до 30 лет, и выяснилось, что и в Норвегии мужчины и женщины неправильно истолковывают сигналы, посылаемые друг другу. Не в культуре дело, делают вывод исследователи, а в мужской натуре.
48
На этот счёт есть интересная статья Владимира Михайловича Аллахвердова, "Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи", рекомендую к прочтению.
49
Психологи пришли к женщинам с избыточным весом и предложили им выполнить задание. На компьютерном экране в случайном порядке демонстрировались высококалорийные блюда (бургер, торт, пицца) и несъедобные предметы (носок, большая кружка, туфля), и нужно было кликать на картинку на скорость, неважно съедобное или несъедобное показывали на экране. Задание выполняли дважды, спустя три часа после обеда и немедленно после обеда. В группе женщин обнаружились такие, у кого выполнение задания пробуждало аппетит, даже если они только что плотно поели. Исследователи делают вывод о том, что есть подгруппа импульсивных едоков, у кого нет воли устоять перед соблазном.
50
Это интересное исследование на тему прощения самого себя. Исследователи пришли к 269 людям и попросили их вспомнить совершённые "в реальном мире" некрасивые поступки, будь то измена романтическому партнёру, нанесённые кому-то побои или пересказ сплетен, эмоциональное отвержение кого-то. Их спрашивали, насколько они простили самих себя за это, просили ли они прощения или предлагали искупить свою вину и загладить проступок, насколько, как они сами чувствуют, другой человек их простил, насколько они простили самих себя за это и полагают ли это морально приемлемым. Чем больше усилий получить прощение делал человек, тем более приемлемым казалась ему возможность простить самого себя. Получение прощения помогало им восстановить моральное чувство, что с самим собой всё в порядке. В процессе исследования обнаружилось, что прощение самого себя это "покрытая туманом" часть душевной жизни, и что люди придумывают себе шкалу, согласно которой конкретные действия означают исправление всей ошибки или её части. Поскольку в первом исследовании каждый имел в виду свой собственный некрасивый поступок, и у всех они были разными, во втором исследовании психологи стандартизировали процедуру и предложили думать о гипотетической ситуации, отказ признать свою ответственность за действие, из-за чего увольняют с работы твоего друга. Результаты были похожими, прощение себя не было однозначным, хотя, - и в этом различие с первым исследованием, - получение от друга прощения никак не влияло на способность самому себе простить сделанное.
51
Психологи взяли симптомы посттравматического расстройства и пересказали их как переживания человека, пережившего боевые действия, изнасилование и несчастный случай на производстве. Потом 3,000 респондентов в Британии и Ирландии предложили прочесть описания каждого из трёх сценариев развития событий и дать ответ, есть у человека ПТСР или нет. Обратите внимание, это онлайн исследование, так что изучалось в некотором роде "общественное мнение". Распознали симптомы ПТСР в описании в военном сценарии, а в истории с изнасилованием и несчастным случаем респонденты полагали, что речь идёт о "личностных проблемах" человека.
52
Любопытный эксперимент поставили психологи над студентами-юристами. Два ребёнка-актёра, мальчик и девочка, изобразили под видеозапись, как якобы дают показания в полиции по поводу травли, которую устроили им старшеклассники в школе. Это интервью было сыграно каждым из них дважды, один раз в нейтральной манере, друго раз – якобы в состоянии стресса, с всхлипываниями и сомнениями, отвечать или не отвечать на заданный вопрос офицера полиции. Кино показали студентам-юристам и спросили их, чьим показаниям они доверяют больше? Несмотря на то, что дети заявляли одни и те же факты, эмоционально окрашенное свидетельство было воспринято как более ценное и заслуживающее доверия. Студенты были убеждены, что эмоционально сдержанных жертв не бывает, а также признались в том, что больше сочувствовали детям, которые проявляли эмоции.
Вывод, - дети, у кого хорошо работает психологическая защита изоляция аффекта, могут оказаться в ситуации, когда взрослые с недоверием отнесутся к их правдивым заявлениям и свидетельствам.
53
Это исследование интересно своим дизайном. Оно ведёт лонгитюд, - то есть длительное наблюдение одной и той же группы детей, с 1998 года. В третьем, пятом и восьмом классе детей экзаменовали по чтению и математике. Всего было 14,279 наблюдений. Психологи хотели сравнить успеваемость детей, рождённых матерями-подростками в 18 лет или младше и рождённых матерями 19 лет или старше на момент рождения их первого ребёнка. Оказалось, что если мать-подросток после рождения ребёнка продолжала обучение, школьные достижения её детей были лучшими по сравнению с детьми матерей-подростков, которые бросали школу. Вместе с тем обе группы детей имели худшую успеваемость по сравнению с группой детей, где мамы родили детей, уже имея полное среднее образование.
54
В завершение, расскажу об исследовании, где психологи выдумали 20-летнюю героиню Аманду Джонсон и создали для неё два разных аккаунта на Фейсбуке. В обоих случаях были указаны одни и те же вкусы: якобы девушка любит певицу Леди Гага, якобы её любимая книга "Сумерки", а любимый фильм – романтическая драма "Дневник памяти". Единственная разница между аккаунтами – это фотографии персонажа. В одной фотографии Аманда в коротком красном платье с глубоким декольте и в позе, открывающей красивые ноги в чулках, на другой в джинсах и футболке с коротким рукавом, а на шее намотан шарф, закрывающий область груди.
Потом профили показали 118 участникам эксперимента, это были 58 девочек-подростков от 13 лет и 60 девушек 17-25 лет. Участниц просили оценить физическую привлекательность Аманды, социальную привлекательность, и её деловые качества, по шкале от 1 до 7.
Во всех трёх областях более высокие баллы получил профиль девушки в джинсах, а самая большая разница между была в сфере предполагаемых деловых качеств Аманды: деловые качествы сексуализированной Аманды девушки оценили очень низко. Исследователи делают вывод, что и в реальной жизни, и в Фейсбуке действуют одни и те же психологические законы социальной перцепции.
Впрочем, российские журналы о научных работах психологов вообще не пишут, даже в "твитабельном" формате. В наших силах исправить эту ситуацию, давайте подумаем вместе, как это можно сделать.
55
Спасибо за внимание!
56
57

Фото в момент выступления
Выступление в Гуманитарном университете 3.4.15.jpg6 апреля 2015 года.JPG

Olga Bermant-Polyakova, PhD and Ilona Romanova, PhD
The Faculty of Social Psychology, 2015 April 3
The Liberal Arts University, Ekaterinburg

No comments: