Friday, April 14, 2017

Почему не надо ставить капельницы

 2015-12-04 15:51:00
(c) Антон Родионов snob.ru

Недавно мне пришло письмо. Настоящее бумажное письмо, каких я не получал довольно давно. Письмо от читательницы моих книг из далекого сибирского города. Я подумал, что 75-летней женщине, которая не поленилась изложить свои мысли от руки на бумаге, я должен ответить подробно и столь же старательно. Вот такая переписка получилась:
"Здравствуйте, уважаемый Антон Владимирович.
Пишет вам пенсионерка С. И. Мне 75 лет, но хочется, очень хочется жить. Жажда жизни с возрастом всё сильнее. Поэтому я купила ваши 4 книги, жду выпуска пятой. Внимательно прочитав все ваши книги и книгу Александра Мясникова «Ржавчина», я пришла в замешательство. Всё, чем лечат меня мои кардиологи и неврологи, вами перечеркнуто. Во второй книге вы и доктор А. Л. Мясников, передачи которого я смотрю всегда, отрицаете лечение пожилых людей капельницами. «Никакого смысла, никакой пользы в таком лечении нет». Вы, Антон Владимирович, и Александр Леонидович считаете бесполезными препараты: актовегин, церебролизин, мексидол, милдронат, кавинтон. А мне уже много лет эти препараты назначали наши врачи. А что же теперь принимать и капать? Какую альтернативу вы можете предложить? Я, прочитав ваши книги, отказалась от дневного стационара и капельниц!!! Сижу и думаю, как лечиться. Кардиолог предложил проводить курс лечения весной и осенью предукталом. Как вы считаете? А.Л.Мясников пишет, что, оказывается, во всем мире, кроме России, не продают в аптеках корвалол и валокордин. А что же нам теперь принимать, если сердце вдруг заболит??? Ума не приложу.
Очень надеюсь на ответ."
  
                
Уважаемая С.И.,
идея лечения сердечно-сосудистых заболеваний курсами уколов и капельниц восходит к середине прошлого века, когда существовали несколько иные представления о физиологии человека и о фармакологии. С тех пор прошло очень много лет, наука очень сильно продвинулась вперед, появилось множество новых групп препаратов. Однако во времена «железного занавеса» и разделения науки на советскую и буржуазную жители СССР фактически были отрезаны от достижений мировой науки вообще и фармакологии в частности. Врачи, выучившиеся в середине прошлого века, продолжали лечить «дедовскими способами» своих пациентов и, что страшнее, обучать следующее поколение студентов и молодых врачей. В 90-х годы XX века «железный занавес» рухнул, все достижения мировой науки стали доступны российским специалистам, казалось бы, самое время наверстать упущенное и привести медицинскую практику в соответствие с лучшими мировыми подходами, но, нет – подавляющее большинство врачей продолжало упорно копировать традиции и ошибки «научных школ» полувековой давности.
Давайте разберемся, в чем заключается ошибочность применения капельниц и уколов в лечении болезней сердца и сосудов. Начнем с того, что пресловутая капельница – это всего лишь способ быстрой доставки лекарственного препарата в кровь. Внутривенное капельное введение препаратов можно применять только в тех случаях, когда надо как можно быстрее доставить высокие дозы препарата в организм (например, антибиотики при воспалении легких, препараты для растворения тромба при инфаркте миокарда, химиотерапию при онкологических заболеваниях). Во всех остальных случаях врачи стараются идти по пути как можно более щадящей доставки препарата в организм – в форме таблеток и капсул. Такое лечение позволяет избежать множество осложнений – вам наверняка не понаслышке знакомы «шишки» и синяки в месте инъекций. Уверяю вас, это далеко не самое страшное, что бывает от капельниц и уколов.
Кроме того, прием лекарств в таблетках позволяет поддерживать концентрацию препарата в крови на практически одинаковом уровне в течение суток, что очень важно для лечения таких заболеваний как гипертония, сахарный диабет и т.д. Вас беспокоят возможные побочные эффекты таблеток со стороны желудка и печени? Уверяю вас, большинство препаратов вполне безопасны в этом отношении; гораздо больше желудок и печень повреждают курение и алкоголь, но об этом никто почему-то не задумывается.
Давайте разберемся, а есть ли вообще смысл в тех препаратах, которые вам и другим нашим пациентам предлагают капать и колоть?
Спазмолитики (магнезия). Идея применения спазмолитиков при гипертонии опять же восходит к представлениям о спазме сосудов начала-середины прошлого века. Сейчас мы понимаем, что механизмы развития гипертонии гораздо сложнее. Более того, чем старше становится человек, тем более жесткими становятся артерии и тем меньше места механизму «спазма» в развитии каких-либо сосудистых заболеваний.
Актовегин, церебролизин, кортексин. Это белковые вытяжки из головного мозга и других тканей скота (коров и свиней). Многочисленными исследованиями доказано, что человеку они ума не прибавляют, но могут вызывать серьезные осложнения (так, актовегин в большинстве стран запрещен из-за угрозы распространения так называемого «коровьего бешенства»).
Кавинтон, танакан. В большинстве стран эти препараты либо зарегистрированы как пищевые (биологические активные) добавки, либо вовсе запрещены. Мы хорошо знаем, что кавинтон (препарат барвинка малого или гроб-травы) может провоцировать нарушения ритма. Танакан (гигнко билоба) также в исследованиях не доказал улучшения памяти и других функций головного мозга.
Мексидол, милдронат, предуктал. Эти препараты, по уверению производителей, созданы для улучшения обменных процессах в тканях сердца и головного мозга. Однако проведенные исследования не дают повода для оптимизма. К тому же, сердце – это не грядка с помидорами. Его не надо подкармливать и унавоживать. Для лечения ишемии и сердечной недостаточности существует огромное количество реально работающих препаратов.
К сожалению, многие пациенты воспринимают сердечно-сосудистую систему как водопроводные трубы, которые нужно время от времени чистить заливкой туда специальных чистящих средств. Разочарую вас, организм гораздо сложнее устроен; атеросклеротическую бляшку невозможно растворить или значимо уменьшить. Главная задача – не дать бляшке расти дальше и не дать образоваться в этом месте тромбу (с этой задачей прекрасно справляются статины и аспирин). В тех случаях, когда бляшка очень сильно нарушает кровоснабжение органа (сердца или головного мозга), прибегают к хирургическому лечению.
Почему же капельницы всё же некоторым помогают? Ответ очень простой. Отчасти это эффект плацебо – добросовестная вера в целительную стену больничных стен и неведомую жидкость в прозрачном пузыре, отчасти – это эффект таблеток, которые в больнице всё же назначают. Однако каждый больной полагает эффект таблеток малозначительным, а весь успех лечения относит на счет капельниц. Если после выписки из стационара пациент бросает принимать таблетки, то, разумеется, достигнутое в больнице улучшение в скором времени проходит.
Почему же врачи продолжают назначать «сосудистые капельницы»? На это существует три варианта ответа.
1. Они сами в них верят. Это самый грустный вариант. К сожалению, такие «специалисты» профнепригодны. Нельзя в XXI веке лечить, руководствуясь добросовестными заблуждениями полувековой давности.
2. Врачи знают, что капельницы бесполезны, но идут на поводу у больных, опасаясь жалоб и конфликтов. К сожалению, существующая система такова, что если пациент нажалуется, что «его не лечат, как полагается, а только пичкают таблетками», то разбираться никто не будет - накажут врача. Поэтому доктор считает, что «проще отдаться», чем объяснять пациенту, почему не надо ничего капать. Это самая частая причина.
3. «Если мы не будем делать капельницы, то нашу больницу закроют, а нас выгонят на улицу, т.к. таблетки пациенты могут пить и дома». Вот такое обоснование я услышал пару недель назад от докторов в одном из городов России. Это самое печальное. Мало того, что врачи сами прекрасно понимают бесполезность капельниц, но они их всё же назначают, чтобы как-то оправдать само существование стационара.
И еще одно важное соображение. Одна из нередких причин смертельных осложнений у пожилых людей – это внутрибольничные инфекции. В мире уже давно посчитали: чем меньше продолжительность нахождения на больничной койки, тем ниже смертность. Следовательно, неоправданные госпитализации для проведения ненужных капельниц – это еще и фактор присоединения внутрибольничных осложнений.
«Так что же предлагаете ВМЕСТО капельниц, доктор?» - спрашивает каждый первый пациент, которому я в очередной раз пересказываю все эти аргументы?
1. Двигайтесь. Движение - это жизнь. Каждый человек, независимо от тяжести своего состояния, должен двигаться. Доказано, что даже у больных с тяжелой сердечной недостаточностью движение продлевает жизнь. Ходьба, прогулки, лыжи, плавание – всё зависит от исходной физической формы.
2. Работайте. Как только человек перестает трудиться и объявляет себя «пенсионером», мозг начинает умирать. Не подумайте, я не о повышении пенсионного возраста. В данном случае «работать» - не значит «ходить на работу и платить налоги до 100 лет». Под работой в данном случае я понимаю любую деятельность, связанную с умственной нагрузкой, пусть и в рамках хобби. Любой врач прекрасно знает, что у 85-летнего ученого мозг работает гораздо лучше, чем у 40-летнего лоботряса.
3. Не смотрите телевизор. Телевизор оглупляет и делает человека «овощем». Читайте, пишите, рисуйте, вышивайте, только не смотрите телевизор. Каждый час, проведенный перед телевизором, необратимо убивает нервные клетки.
4. Не курите и не позволяйте курить в своём присутствии.
5. Ешьте меньше мясных продуктов и больше рыбы.
6. Следите за давлением и, если оно превышает 140/90 мм рт. ст., постоянно принимайте назначенные врачом лекарственные препараты. Таблетки от давления надо пить на протяжение всей жизни, без перерывов, отгулов и выходных.
7. Следите за уровнем холестерина, обсудите с врачом необходимость приема статинов – препаратов, замедляющих развитие атеросклероза.
8. Следите за уровнем глюкозы в крови. Повышение сахара >5,6 ммоль/л – уже тревожный признак. К сожалению, диабет зачастую подкрадывается бессимптомно.
9. Обсудите с врачом необходимость приема препаратов, препятствующих развитию тромбоза – аспирина или антикоагулянтов. В некоторых случаях они необходимы.
P.S. В корвалоле и валокордине нет ничего «сердечного», кроме корня «кор» (cor – по-латыни – сердце). Основу этих препаратов составляет фенобарбитал – старое токсичное лекарство, которое нарушает память, сон, координацию движений и обладает еще дюжиной неприятных побочных эффектов. Что бы сказать, что принимать, когда «болит сердце», надо сначала разобраться, отчего оно болит. Более 90% болей в грудной клетке не имеют отношения к сердцу.
Искренне ваш,

доктор Антон Родионов

(c) Антон Родионов snob.ru

No comments: